Диаграмма 3. Среднеразовые отпечатанные тиражи. Ежедневный выпуск 2003-2004 гг.
Таким образом, прирост розничного тиража за семь месяцев 2004 года составил 11,3%.
|
Диаграмма 4. Среднеразовые отпечатанные тиражи. Пятничный выпуск. 2003 – 2004 гг.
Прирост по розничным продажам еженедельного выпуска «Комсомольской правды» за семь месяцев 2004 года составил 43,4%.
Но по тиражам ни в одном из выше обозначенных сегментов рынка: ежедневной газеты или еженедельного выпуска, «Комсомольская правда» не занимает прочной лидирующей позиции. Понять причины этого можно, проведя стратегический анализ на предприятии.
Перечислим сильные, слабые стороны компании, а также возможности и угрозы перед фирмой, а затем подробно проанализируем каждый из аспектов.
Сильные стороны:
§ Один из самых популярных брендов на рынке печатных средств массовой информации в России;
§ Лидирующая позиция в своём сегменте рынка средств массовой информации России;
§ Утверждённая отпускная цена для оптовиков и дистрибьюторов, сохраняющаяся годы;
§ Развитие альтернативных каналов продаж и подписки;
§ Ежедневная непрерывная работа в области продвижения;
§ Улучшение логистики;
§ Страхование финансовых рисков ресурсом центрального офиса;
§ Креативный подход к работе всех сотрудников компании;
§ Крепкие партнёрские отношения с наиболее значимыми распространителями изданиями и постоянный поиск новых.
Слабые стороны:
§ Очень короткий жизненный цикл товара;
§ Высокий уровень постоянных издержек;
§ Молодой менеджмент не имеет достаточного опыта работы в области управления;
§ Нестабильное качество продукта;
§ Большой временной разрыв с центральными регионами страны, что вызывает усложнённые условия труда и ненормированный рабочий день;
§ Неравномерный уровень подготовки кадров
Возможности:
§ Расширение сбытовой сети «Комсомольской правды» по Приморскому краю;
§ Интеграция назад;
§ Переход на иной качественный уровень (печать газеты в цветном варианте).
Угрозы:
§ Стремительно растущий уровень конкуренции;
§ Устаревающее оборудование типографий;
§ Реформы в государственном предприятии «Почта России»;
§ Принятие поправок в законодательной базе не в пользу основных рекламодателей издания (например, табачных компаний).
Сильные стороны предприятия – это, прежде всего, неоспоримая известность бренда и лидирующая позиция на рынке печатных средств массовой информации на территории всей Российской Федерации. Это связано с грамотной работой менеджмента в Москве, который после развала Союза не только не растерял популярность торговой марки «Комсомольская правда», но и в несколько раз приумножил это преимущество, что к настоящему времени вывело предприятие на высокий уровень доходности.
Все остальные сильные стороны были приобретены за последний год работы. Именно в этот период времени во Владивостоке произошёл реинжиниринг компании, что привело к полной смене управленческого состава и изменения методов работы. Решение о кардинальном изменении работы предприятия было связно с тем, что компания зашла в тупик в своём традиционном развитии, и старый эшелон менеджмента предпочитал не искать альтернативные каналы сбыта, а оставаться на прежнем уровне развития. Молодое поколение начало с поиска новых партнёров, мест для продаж, налаживания коммуникаций в среде потенциальных клиентов, что привело не только к значительному увеличению объёма розничных продаж издания, но и несколько поменяло структуру рынка в целом. Конкуренты, вслед за ежедневной газетой «Комсомольской правдой», также направили свои усилия на альтернативные каналы сбыта: супермаркеты, кафе, магазины, что привело к формированию культуры потребления различной прессы в данных местах распространения товаров.
На текущий момент компанией «Комсомольская правда» рассматриваются следующие резервы продаж, по которым ведётся работа:
1. Авиакомпании;
2. Железнодорожные перевозчики;
3. Санатории, гостиницы, базы отдыха;
4. Развитие сети в крупных городах края (Уссурийск, Находка, Артём);
5. Пункты общественного питания.
«Комсомольская правда» ведёт единую ценовую политику на территории всего Приморского края. Отпускная цена ежедневной газеты уже несколько лет составляет 3 рубля 85 копеек; пятничного выпуска – 4 рубля 95 копеек. Данные ценовые показатели вполне конкурентоспособны и обеспечивают необходимую норму прибыли, а также окупают издержки.
С точки зрения спроса на такой товар, как газета, он, очевидно, эластичен по цене. И при ощутимом увеличении стоимости газеты, спрос на неё будет неуклонно падать. Но сейчас наблюдается интересная закономерность в отношении незначительного изменения цены. Как при снижении, так и при увеличении стоимости газеты в пределах 2-3 рублей, спрос меняется не значительно. Компанией «Комсомольская правда» в течение летнего сезона проводились подобные эксперименты в супермаркетах, и полученные данные стали несколько неожиданными. Ведь два рубля в процентном соотношении – это 25%. При этом, спрос изменяется всего на 1 - 1.5%. Такого изменения спроса можно достичь менее опасными методами, нежели повышение или снижение цены. Например, чуть более агрессивной политикой стимулирования сбыта или привлечением нового партнёра к продаже ежедневного издания.
Изменение стоимости влияет на «чёрный ящик» потребителя. Если мы говорим о снижении цены, это может быть воспринято и как благо, но в условиях недоверия людей к подобным мероприятием, смеем предположить, что данное снижение будет воспринято, как ухудшение качества товара. А как результат, можно получить не увеличение аудитории посредством такого известного метода, как снижение стоимости продукта, а уменьшение количества лояльных потребителей. Если говорить об увеличении цены на 2-3 рубля, то количество читателей может снизиться не сразу, а постепенно, в результате ежедневного сравнения покупателями стоимости газеты «Комсомольская правда» и её конкурентов не в пользу «Комсомолки». И при снижении цены до прежнего уровня, ожидается возникновение эффекта, о котором говорилось чуть выше.
Таким образом, ценообразование – это сложный процесс, который не терпит резких изменений и решительных действий, если на это нет обоснований. Например, увеличение цены на газету при появлении цветных полос вызовет понимание как у читателей, так и дистрибьюторов и распространителей ежедневной газеты «Комсомольская правда».