· Организационные традиции и порядки. Организационная культура закрепляется и транслируется в традициях и порядках, действующих в организации, При этом на оргкультуру могут повлиять даже разовые отступления от установленного (или декларируемого) порядка. К примеру, если вдруг по каким-то причинам руководство один, другой раз не смогло провести ежемесячное подведение итогов работы с поздравлением и награждением лучших работников, то, что не только нарушает установленные правила, но и показывает неготовность руководства разделять декларируемые ценности, что, естественно, снижает энтузиазм и желание персонала "выкладываться" на работе.
· Широкое внедрение корпоративной символики. Опыт лучших организаций показывает, что широкое внедрение корпоративной символики (в упаковке готовой продукции, в рекламных материалах, оформлении предприятия, транспортных средств, рабочей одежде, сувенирной продукции) положительно отражается на отношении персонала к компании, повышает приверженность работников своем организации и чувство гордости за свою организацию.
Заключение
Сравнительный анализ мотивационных систем, применяемых на предприятиях (фирмах) многих стран наглядно показал, что каждая в отдельности модель мотивации не имеет адекватных признаков и существенно отличается от других не только по форме, но и по содержанию. И это можно считать вполне закономерным явлением, так как, в сущности, не может быть какой-либо единой мотивационной модели, которая могла бы успешно применяться без учета специфики развития каждого предприятия, а тем более отдельного государства в целом. Даже в условиях централизованного управления экономикой, когда тарифная и премиальная системы были строго регламентированы, отдельные предприятия находили и разрабатывали свои модернизированные системы мотивации, побуждавшие работников конкретного предприятия трудиться более эффективно и качественно, хотя инновации в этой области происходили, как правило, при условии предоставления им определенных правовых преимуществ в порядке эксперимента.
Эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления сверху вниз, хотя за последние годы сделаны определенные предпосылки к повышению роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.
Сейчас вряд ли надо кого-либо убеждать, что мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному труду. В свою очередь функционирование систем мотивации, их разработка преимущественно зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик.
В настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам. Поэтому для достижения наилучших результатов работы компании необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником в его трудовой деятельности, и создать ему такие условия, чтобы он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.
Материальное поощрение - это всего лишь внешний стимул по отношению к работе, т. е. внешняя цель. Поэтому многие руководители, не знающие такой закономерности действия стимулов, видят только в материальном вознаграждении мотивирующую силу труда. Материальное вознаграждение будет действовать только тогда как стимул, когда оно будет постоянно увеличиваться.
У одного и того же человека не может быть всегда одна и та же мотивация. Жизнь постоянно меняется, а под влиянием ее меняется личность и связанная с ней мотивация как система побудительных сил. Исходя из знания мотивации, можно определить, почему руководитель выбирает ту или иную тактику поведения при решении определенной управленческой задачи, сознательно проявляя при этом активность и, стремясь достичь поставленной цели.
Учеными доказано, что самым мощным мотивирующим средством трудового поведения человека является интерес к работе. Чем больше знаний имеет человек, чем выше его квалификация, тем больше он будет стремиться к интересной работе. Удовлетворение будет приносить содержание работы, ее процесс, а не только плата за труд. В интересной работе человек самоактуализирует способности, реализует свой психологический потенциал.
Приложение
Вопросы, использованные при проведении анкетирования
Для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе
1. Удовлетворены ли Вы в целом своей жизнью?
1) Вполне удовлетворен.
2) Скорее удовлетворен, чем нет.
3) Не могу сказать, удовлетворен или нет.
4) Скорее неудовлетворен.
5) Совершенно неудовлетворен.
2. Удовлетворены ли Вы в целом своей нынешней работой?
1) Вполне удовлетворен.
2) Скорее удовлетворен, чем нет.
3) Не могу сказать, удовлетворен или нет.
4) Скорее неудовлетворен.
Совершенно неудовлетворен
3. А как бы Вы оценили уверенность в завтрашнем дне у персонала вашего предприятия?
1) Большинство вполне уверено.
2) Большинство скорее уверено, чем нет.
3) Большинство затрудняется определить свою позицию.
4) Пожалуй, большинство не уверено.
5) Большинство совершенно не уверено в завтрашнем дне.
4. Как бы Вы оценили положение дел на вашем предприятии?
1) Положение дел на предприятии очень хорошее.
2) Скорее хорошее, чем нет.
3) Затрудняюсь оценить.
4) Скорее плохое, чем хорошее.
5) Определенно плохое.
5. Как бы Вы оценили конкурентоспособность продукции на вашем предприятии?
1) Конкурентоспособность продукции высокая.
2) Конкурентоспособность средняя.
3) Затрудняюсь оценить.
4) Скорее продукция неконкурентоспособна.
5) Определенно неконкурентоспособная.
6. Как бы Вы оценили отношение работников вашего предприятия к тем условиям, в которых они работают?
1) В целом отношение положительное. Большинство довольны существующими условиями.
2) Отношение скорее положительное, чем отрицательное.
3) Затрудняюсь сказать.
4) Отношение скорее отрицательное, чем положительное.
5) В целом отношение отрицательное. Большинство недовольны сложившимися условиями.
7. Удовлетворены ли Вы организацией труда на вашем предприятии?
1) Вполне удовлетворен.
2) Скорее удовлетворен, чем нет.
3) Не могу сказать, удовлетворен или нет.
4) Скорее неудовлетворен.
5) Совершенно неудовлетворен.
8. Удовлетворяет ли Вас нынешняя продуктивность труда работников предприятия?
1) Вполне удовлетворен.
2) Скорее удовлетворяет, чем нет.
3) Затрудняюсь сказать.