Вот пример того, как философия Мацуситы реализовывалась на практике. В 1934 году он занялся изготовлением электромоторов. Скептики говорили: "Даже Мацусите это не под силу". Но Коносукэ решил выпускать малогабаритные моторы, справедливо рассудив: раз в японских семьях их пока не используют, значит открывается безграничный рынок. И после войны, когда начался бум в области электрификации домашнего хозяйства, Мацусита смог сразу же приступить к выпуску 50 тыс. электромоторов в месяц. Ведь основа их массового производства была заложена еще во времена, когда в успех мало кто верил.
Война, естественно, была не лучшим периодом для компании. Ощущалась острая нехватка материалов и средств, и фирма смогла продолжать работу лишь благодаря военным заказам. В военное время на заводах "Мацусита денки" выпускались деревянные суда и фанерные самолеты. Сам Мацусита вспоминал об этом времени так: "Смешно, конечно, было поручать строительство судов и самолетов производителю электроприборов. Но до конца войны мы спустили на воду 56 судов. Да и наши самолеты, как ни странно, летали."
Но после военного поражения Японии компании пришлось расплачиваться за эти успехи.
Оккупационные американские власти ввели различные ограничения, в том числе и на деятельность дзайбацу - компаний, работавших на японскую армию. “Мацусита денки” лишилась возможности не только заниматься экономической дейтельностью, но и совершать любые операции с собственным имуществом. Компании грозил роспуск, а вопрос об отставке самого Мацуситы обсуждался вплоть до 1949 года. В конце концов обвинения в принадлежности к дзайбацу были сняты, но Коносуке попал в список “А”, в котором числились госслужащие, подлежащие увольнению в первую очередь. Удивительно, но на защиту президента встал профсоюз фирмы, собравший подписи и организовавший движение протеста.
Мацусите удалось сохранить президентский пост и всех своих директоров, но в последующие пять лет дела компании шли из рук вон плохо. “Мы только и делали, что занимали деньги. Задолженность по займам достигла миллиарда иен, и компания попала в список самых злостных неплательщиков налогов”, вспоминал президент. Компании пришлось пойти на крайние меры - уволить 3,5 тысячи рабочих.
Но именно в это трудное время Мацусита задумал организовать “Движение за Мир и Счастье через Процветание” с помощью которого намеревался кардинально изменить характер тогдашней смутной эпохи и искать путь к совместному процветанию.
К 1950 году различные запреты и ограничения были сняты. Численность рабочих на Matsushita начала постепенно расти и через пять лет достигла прежнего уровня в 13 тысяч человек. Объем продаж продукции увеличился с 2,7 млрд. иен в 1950 году до 22 млрд. иен в 1955 году. Но это было только начало, лишь результат начавшегося бума в области бытовой электроники. Подлинный взлет ожидал компанию впереди.
Финансовая мощь империи Мацуситы росла с каждым днем, и в ее состав стали вливаться более мелкие компании. К 1956 году , когда реорганизация в “Мацусита дэнки” пошла по накатанным рельсам, Мацусита выдвинул пятилетний план развития компании. Для того времени составление и огласка столь долгосрочных планов было событием экстраординарным, к тому же Мацусита предлагал за пять лет увеличить объем продаж в 4 раза (до 80 млрд. иен). Недостатка в скептиках не было, даже в компании многие считали этот план лишь мечтой президента. Но Мацусита исходил из трезвого расчета и “невидимого договора”, который, как он полагал, предприниматель негласно заключает с народом. “На первый взгляд это может показаться сложным, - говорил он своим сотрудникам, - но если мы с вами в течение пяти лет будем топтаться на месте , какой же это прогресс и можно ли, не продвигаясь вперед, достигнуть процветания?” Умение вдохновлять подчиненных Мацусите было не занимать, так что принятый план компания выполнила досрочно - в четыре года. В последнем же году пятилетки продажи превысили 100 млрд. иен. К концу 50-х годов, когда японская экономика уже в значительной мере обеспечивала внутренние потребности, Мацусита взялся за организацию внешней торговли. Специальный отдел по внешнеторговым операциям он создал еще в 1932 году, но темпы роста экспорта казались Мацусите слишком медленными. Готовясь к либерализации внешней торговли и к связанной с ней жестокой конкуренцией со стороны крупных американских и европейских концернов, Мацусита стремился ориентировать фирму на международный рынок сбыта. А чтобы добиться на нем успеха, он в 1960 году поставил перед своей компанией новую задачу - в течение пяти лет перейти на пятидневную рабочую неделю. Как в Америке. Задача была для Японии столь же невероятной, как и предыдущий план роста продаж в 4 раза. Даже профсоюз выступил против пятидневки, заподозрив в ней некий подвох. Но Мацусита отличался невероятным упорством в достижении намеченных целей. В апреле 1965 года, когда экономика Японии была охвачена глубокой депрессией, “Мацусита денки” наперекор всем неблагоприятным условиям и первой в стране - перешла на пятидневную рабочую неделю.
Так же успешно была решена и вторая задача, которую Мацусита поставил перед компанией в 1967 году: в течение пяти лет превзойти Европу и вплотную приблизиться к Америке по уровню заработной платы. Видимо не давала покоя давняя обида за японских рабочих, которую Мацусита испытал, побывав на заводах General Electric.
В 1961 году Коносуке Мацусита решил, что наступил самый подходящий момент для ухода в отставку с поста президента. Объявив об этом решении, Мацусита сказал: “Я убежден, что мой уход с поста президента обернется не минусом а большим плюсом для компании”. Он занял должность председателя совета директоров и думал, что полностью отошел от оперативного руководства компанией. Но жизнь распорядилась иначе .
Первое время после выхода в отставку Мацусита читал лекции, писал свои автобиографии и статьи, в которых призывал коллег не впадать в эйфорию по поводу быстрых темпов экономического развития. В 1962 году журнал Time знакомит весь мир с Коносукэ Мацуситой, поместив большую статью о нем и его компании. Мацусита первым из японцев попал на обложку Time - это было всемирное признание его заслуг. Через два года обширный очерк о Мацусите 8-миллионнным тиражом вышел в журнале “Life”.
А к середине 60-х годов в Японии разразился тяжелый экономический кризис: у промышленных компаний появились трудности с финансированием, начались банкротства. Волны депресси коснулись и производства электротоваров для дома. Многие торговые фирмы и магазины, связанные с империей Matsishita, стали работать в убыток. Ситуация сложилась настолько опасная, что требовала незамедлительного вмешательства самого Мацуситы. В июле 1964 года было собрано совещание дилеров "Мацусита дэнки", на котором они в один голос заявили , что несут убытки и что виновато в этом рукводоство компании. Как выяснилось, из 200 фирм, присутствовавших на встрече, только 30 получали прибыль. Мацуситу особо поразил рассказ одного из торговцев, фирма которого умудрилась задолжать 150 млн. иен при капитале в 5 млн., но продолжала при этом исправно получать товары от "Мацусита дэнки". После трех дней взаимного непонимания и упреков Мацусита вышел на трибуну и взял всю вину на себя: "Все благополучие "Мацусита дэнки" всегда обеспечивалось именно вами, торговцами. Поэтому я не имею никакого морального права предъявлять вам какие-то претензии. Прошу простить меня за то, что мы не нашли выхода из трудной ситуации и не подсказали его вам". После этих слов по залу словно прошла очистительная волна, и было решено исправить сложившееся положение общими силами. Ну а Мацусите пришлось фактически стать коммерческим директором компании и заняться реформированием сбытовой структуры. Он проводил целые дни у торговцев, обсуждая с ними идеи по преодолению кризиса.