Инновационный менеджмент
Менеджмент сегодня это, прежде всего, - управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента во всех его ипостасях становятся инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуга, новые благоприятные условия для клиентов, включая цены, и т.д.). Инновационный процесс - совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью работы каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, главное в котором - сравнивать полученные результаты не с уже достигнутыми, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время. Цель такого анализа - определить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каждом периоде.
Комплексный анализ различных сторон работы фирмы должен включать в себя:
а) оценку желательного для предпринимателя положения на рынке товаров и услуг, предлагаемых фирмой в настоящее время;
б) предпочтительное для предпринимателя положение текущей продукции на новых рынках;
в) оценка выпускаемой продукции, предусматривающая решение о прекращении производства каких-либо товаров или услуг из-за падения на них спроса;
г) возможности выпуска новых товаров и услуг для новых рынков;
д) изменения в системе сбыта и другие преобразования в работе в целях инноваций.
В области нововведений перед предпринимателем стоят следующие задачи:
-механизация, автоматизация ложной, грязной, опасной работы;
-привлечение в коллектив фирмы сотрудников более высокой квалификации и создание лучших материальных условий для работников.
Для решения этих задач предприниматель должен:
-быть приверженцем новых идей;
-предоставлять каждому сотруднику достаточно широкое поле деятельности, снабжая его не детализированным планом, сковывающим инициативу, а краткими инструкциями; поощрять инновационные идеи, возникающие у подчиненных; организовать в фирме специальный информационный фонд инноваций;
-обеспечить непрерывное обучение и повышение квалификации сотрудников и в централизованном, и, что более важно, в индивидуальном порядке.
Инновации в российских условиях - главное средство выживания фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:
-выявление тех видов товаров и услуг, которые обеспечат желаемую долю рынка;
-определение товаров и услуг, заменяющих устаревающие; внедрение инноваций во всех других сферах деятельности фирмы (делопроизводство, реклама и т.д.);
-сбалансирование кратко- и долгосрочных программ инноваций (как увеличить прибыть, каким образом эффективнее использовать имеющиеся средства и т.д.).
Необходимы постоянные инновации и в организационной структуре фирмы, которая обязана соответствовать изменениям, происходящим на рынке. Структура компании должна быть простой и четкой; обеспечивать фирме максимальную рентабельность; содержать минимальное количество промежуточных звеньев; обеспечивать подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между менеджерами.
В современных условиях рынка постоянные преобразования работы фирмы и ее сотрудников на новой, более совершенной основе приобретают все более важное значение, поэтому остановимся на ней подробнее, и прежде всего на роли научно-технического прогресса.
В эпоху научно-технической революции рост научных достижений, расширяя технический и производственный потенциал промышленности и увеличивая производительную силу труда, оказывает немаловажное воздействие на экономическую деятельность предприятий. Интенсификация исследований и разработок является свидетельством стремления компании максимально использовать имеющиеся научно-технические возможности для расширения масштабов производства и увеличения прибыли. Подобно всякой другой форме приложения капитала, научные исследования имеют целью способствовать увеличению получаемой данной фирмой прибыли. При этом конечная цель, объем и характер исследований определяются главным образом непосредственными потребностями обслуживаемых фирмой рынков сбыта и остротой конкуренции, а также возможностями соответствующих подразделений фирмы. Расширение исследований по разработке новых видов технологий, товаров и услуг привело к развитию особой сферы внутрифирменной деятельности по созданию нововведений. Общеизвестно, что под нововведениями понимают сложный комплекс различных видов деятельности, начиная с возникновения идеи и последующих стадий исследований, разработок, проектирования, изготовления нового образца, и анализ рынка сбыта до поступления новой продукции в сферу сбыта. С чисто экономической точки зрения нововведение - прибыльное использование научно-технических и других достижений посредством производства новой потребительской стоимости. Нововведения ныне стали одним из главных резервов обеспечения экономического роста фирмы, сохранения и усиления ее конкурентных позиций на рынках сбыта. Ускорение процесса создания и сбыта новых видов товаров рассматривается как важнейший составной элемент всей рыночной стратегии. Совершенно очевидно, что в настоящее время сохранение конкретного объема продаж фирмой возможно лишь при непрерывном вводе на рынок новых товаров и услуг.
Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Коммерческие риски возникают из-за следующих основных причин:
снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
потери товара;
потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Коммерческий риск включает в себя:
риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
риск форс-мажорных обстоятельств.
Отдельно следует выделить транспортный риск, его классификация впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже в 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D.