Разработка инновационного проекта – длительный и очень дорогостоящий процесс. От первоначальной идеи до эксплуатации этот процесс может быть представлен в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной.
Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной ресурсной или технико–технологической перспективе должны быть закрыты.
Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки. Не менее специфично для инновационного проекта по сравнению с инвестиционным наличие вариантов на всех стадиях жизненного цикла новшества. Если после отбора инвестиционного проекта осуществляется лишь одно-единственное решение, которое и следует реализовать, то инновационный проект требует новой переоценки и пересмотра на следующих этапах и в многочисленных контрольных точках. Инновация в своей основе характеризуется альтернативностью и многовариантностью решений. Отсюда возникает сложность ее прогнозирования. Это связано с оценкой будущей конкурентоспособности и рыночной адаптацией.
Инновации могут быть успешными, если будут подкреплены сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон – государства и частного сектора. Для выработки и осуществления таких экономически обоснованных, скоординированных действий инновационной стратегии России целесообразна разработка государственной информационной системы «Инновационная политика реального сектора экономики». Ее использование поможет предприятиям и организациям в корректировке стратегии и тактики их инновационной и предпринимательской деятельности [6.С.218].
Важным условием осуществимости инновационного проекта является выбор надежной базы прогнозирования и анализа новшества и привлечения к участию в проекте команды специалистов-профессионалов высокого класса, высококвалифицированных исполнителей, ответственных учредителей и кредиторов, заинтересованных в успехе реализации всех этапов нововведения.
Еще одной особенностью инновационного проекта является проблема выделения индивидуального нововведения как единицы наблюдения и анализа. Если в инвестиционном проекте это рутинная процедура, то вычисление одного новшества из взаимосвязанных множественных элементов инновационной деятельности оказывается самостоятельным сложным процессом. Интенсивные исследования в отдельном виде инновации вызывают сложную гамму сопутствующих «инкрементных», частичных, менее радикальных новшеств.
По мере накопления опыта число модификаций постепенно уменьшается и появляется базовая модель. Становится очевидным, что в то время, как первоначальное единичное новшество находится в расцвете своего жизненного цикла и приносит финансовый успех, возможно, его моральное устаревание вследствие изменения самой базовой модели. Снижение технической неопределенности инновационного проекта не означает снижения финансового и коммерческого риска. Более того, при разработке ряда проектов принципиальных нововведений устранение технических рисков приводит к выявлению недостатков выбранной технологии и оборудования, что само по себе уже может вызвать прекращение финансирования. Технические и коммерческие риски в инновационных проектах не находятся в какой-либо корреляционной зависимости, и для устранения или предупреждения рисков следует идти эмпирическим путем.
Большое значение в выборе метода прогнозирования и анализа новшества имеет продолжительность планируемого жизненного цикла инновации. У нововведений, имеющих короткий жизненный цикл, сохраняется высокая степень зависимости от длительности стадии НИОКР, от появления конкурирующих новинок и разработки нововведения, опирающегося на данный технический принцип. При прогнозировании такого типа инноваций, всегда следует предусмотреть возможное время устранения данного принципа в рамках новшества.
Финансовый успех зависит от удлинения цикла жизни новшества, за счет, как увеличения сроков его полезного функционирования, так и более раннего выхода на рынок. При сопоставлении финансовой эффективности альтернативных новшеств успех будет во многих случаях на стороне наукоемкой, коротко живущей новинки, а не стороне освоенного продукта.
Инновационный проект, следовательно, должен развиваться в рамках необходимых и достаточных условий и рациональных ограничений. Каждый проект начинается с четкой постановки его цели, критериев успешного осуществления и предварительных набросков главных этапов его реализации. Граничными условиями могут выступать неопределенность и непредсказуемость фундаментальных исследований и несоответствие проекта целям организации, всевозможные ресурсные и технологические ограничения. На стадии первичной разработки следует уделить внимание именно критериям успешности, а не деталям осуществления проекта.
Критерии успешности инновационного проекта также требуют внимательного и строго рассмотрения. Если для инвестиционного проекта единственным и главным критерием выступает финансовая успешность, то для инновационных проектов не менее важны принципиальная новизна, патентная чистота, лицензированная защита, приоритетность направления инноваций, конкурентоспособность внедряемого новшества. К тому же в критериях успешности сохраняют силу производственные и ресурсные возможности, техническая осуществимость, финансовая эффективность, а также социальная целесообразность решения [6.С.220].
Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике". Этот закон решает несколько задач. Прежде всего закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как "инновационная деятельность" и "государственная инновационная политика". Кроме этого, закон определил основы формирования государственной инновационной политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной деятельности. Принятый Федеральный закон направлен на регулирование государственной поддержки инновационной деятельности вовсе не во всем спектре гражданского оборота, а только, как сказано в законе: "в научно-технической и производственно-технологической сферах".
Законодатель применил двухуровневое определение понятия "инновационная деятельность". В статье 1 закона указано, что "инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса". Кроме указанного прямого определения понятия "инновационная деятельность" в других статьях закона (см., например, статью 3) приведены виды работ и услуг, которые относятся к инновационной деятельности.