Инновационная деятельность – это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность – целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.
Насколько важно для обычной компании стимулировать инновационную деятельность? Рассмотрим рынок сравнительно однородных товаров. Это означает, что производственная себестоимость такого товара в каждой фирме на данном рынке примерно одинакова. Стоимость материалов и комплектующих, транспортные издержки для всех примерно одинаковы. Зарплата в регионе также установилась на определённом уровне. Внедрить какие-либо существенные технологические инновации не представляется возможным - скорее всего фирмы уже придерживаются сходной технологии. Единственный путь повышения конкурентоспособности и получения дополнительной прибыли - повышение эффективности организации бизнеса. Этого можно добиться за счёт:
Ø доработки маркетинговой стратегии (позиционирование продукта, ценовая, сбытовая и рекламная политика, сервис, гарантии, удобство для покупателя);
Ø снижения издержек (оптимизация финансовых потоков, прозрачная отчётность, снижение брака, повышение производительности труда);
Ø оптимизации информационных потоков;
Ø создания и поддержания корпоративной культуры;
Ø корректировки бизнес-процессов;
Ø корректировки организационной структуры.
Итак можно сделать определение, что инновационная деятельность компании есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
Инновационная деятельность компании складывается из инновационной деятельности различных элементов и уровней и включает инновационную деятельность группы и инновационную деятельность каждого работника. Под термином «работник» в современных условиях хозяйствования, мы понимаем инновационную личность, которая, реализуя свой инновационный потенциал, осуществляет инновационную деятельность. Инновационная деятельность зависит не только от инновационного потенциала личности, но и от ее инновационной восприимчивости и активности. Чем больше инновационных личностей работает в компании, тем будет выше ее инновационный потенциал. Об инновационной активности можно судить по таким параметрам, как: активность сотрудников на совещаниях, собраниях, тренингах, в процессе работы; количество рационализаторских предложений; инновационных идей; творческая инициатива и др.
Деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:
Ø проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
Ø подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
Ø разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
Ø проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
Ø разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
Ø исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
Ø подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
Ø проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
Ø организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.
Процесс нововведений неотделим от стратегии компании и конкурентной борьбы. Одним из основополагающих моментов в нововведениях является развитие управленческих подходов и технологий на основе современных достижений. Проблема совершенствования управления научно-техническим развитием становится сегодня одной из наиболее актуальных. В большинстве крупных компаний наряду с общекорпоративными существуют и специальные инновационные стратегии.
Инновационная деятельность - одна из функций компании и для нее также определяется миссия цели и стратегия, как и для сферы НИОКР, которая, как правило, оформлена в организационную структуру. Особенностью сферы НИОКР является то, что не все исследования и разработки, осуществляемые научными подразделениями компании, отвечают целям корпоративной, деловой и инновационной стратегии компании. Цели же инновационной стратегии исключительно направлены на достижение общекорпоративной и деловой стратегии.
Для формулирования инновационной стратегии существуют три основных информационных входа: прогнозы факторов окружающей обстановки, анализ внутреннего потенциала компании и ее корпоративная стратегия .
Инновационный менеджер должен отслеживать тенденции развития науки и техники в отрасли, учитывать усиление информационных обменов и трансфертов технологии. Например, при рассмотрении возможности проникновения новых технологий из других отраслей, прежде всего, следует учитывать тенденции использования в производственных и управленческих процессах новых технологий, которые находят все более широкое применение в промышленных компаниях.
В условиях независимости и реформирования казахстанской экономики одной из ключевых задач является улучшение инновационной деятельности и практического использования научно-технических достижений, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на мировом рынке. На сегодняшний день нормативная база в сфере инновационной деятельности в РК состоит из следующих нормативных актов:
Ø Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
Ø Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы.