3. Стадия потребления
§ поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.);
устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).
Применительно к нововведению, как к процессу переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя следующие стадии:
1. зарождение нововведения - осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств;
освоение нововведения - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
диффузия нововведения - распространение, тиражирование и многократное повторение на других объектах ( распространение нововведения - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.д. Согласно теории Шумпетера Й. диффузия нововведения - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов/последователей, внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли);
рутинизация нововведения - нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
Нововведение, как процесс, не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на одной из этих стадий. В свою очередь жизненный цикл новшества может прекратиться на стадии потребления, если не сомкнется с нововведением.
Т.о., оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием инновационный процесс, и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс ее коммерциализации.
Рисунок: Жизненный цикл нового продукта
П О Т О К |
Потребность в теоретических исследованиях |
Потребность разработок в развитии прикладных исследований | ||||
Н А У Ч Н Ы Х |
Фундаментальные исследования |
Прикладные исследования |
Экспериментальные разработки | |||
И Д Е Й |
Открытия |
Изобретения | ||||
Рисунок: Инновационный процесс
Генерация идеи |
Проверка технической осуществимости |
Создание опытного образца |
Комплексные испытания и совершенствование технических характеристик | |||
Анализ потребностей рынка | ||||||
Первый этап |
Второй этап |
Третий этап | ||||
Организация инновационного процесса
Посмотрим на процесс осуществления нововведения с финансовой точки зрения.
Рисунок: Динамика затрат и прибыли в ходе осуществления
инновационного проекта (по Миккельсону Х.)
Прибыль W
V
P
t0 t1 t2t3 t
Q
Затраты
- валовой доход
- чистый доход
прибыль
текущие затраты, связанные
с производством и
реализацией продукции
Очевидно, что ранние этапы этого процесса заведомо затратные, причем расходы резко увеличиваются по мере приближения новшества к рынку (момент времени t1). Отрезок t0-t1 соответствует первым четырем этапам инновационного процесса. С наступлением пятого этапа организация начинает получать доход от продаж, растущий в дальнейшем с расширением масштабов производства и сбыта (кривая W на отрезке t1-t3). Естественно, это происходит только при успешном развитии инновационного процесса. Кривая V на том же отрезке характеризует получение чистого дохода, начиная с момента времени t1. Он образуется в результате вычитания из валового дохода W текущих затрат Q, связанных с производством и реализацией товарной продукции. С некоторого момента времени t2>t1, чистый доход компенсирует затраты на ранних этапах инновационного процесса и организация начинает получать чистую прибыль (кривая P на отрезке t2-t3).
Однако жизнь свидетельствует, что в условиях рыночной экономике этот счастливый для предпринимателей период продолжается недолго. По следам организации-новатора идут многие другие, тоже стремящиеся обосноваться в новой рыночной нише. Одни из них приобретают лицензию на использование новшества на законных основаниях. Другие – действуют пиратскими методами, применяя разработанную первой организацией технологию или выпуская новый продукт без соблюдения всех предусмотренных законом требований. Третьи вообще дискредитируют нововведения, налаживая подпольный выпуск низкокачественных и более дешевых аналогов под маркой организации-разработчика. Наконец, четвертые – наиболее серьезные конкуренты на рынке – самостоятельно совершен