Важное направление в изучении инновационных процессов - выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.
Таблица: Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов
Группа факторов |
Факторы, препятствующие инновационной деятельности |
Факторы, способствующие инновационной деятельности |
Экономические, технологические |
· недостаток средств для финансирования инновационных проектов слабость материально- и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей доминирование интересов текущего производства |
· наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры материальное поощрение за инновационную деятельность |
Политические, правовые |
· ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства |
· законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность государственная поддержка инноваций |
Организационно-управленческие |
· устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий жесткость в планировании ориентация на сложившиеся рынки ориентация на краткосрочную окупаемость сложность согласования интересов участников инновационных процессов |
· гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп |
Социально-психологические, культурные |
· сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу сопротивление всему новому, что поступает извне |
· моральное поощрение, общественное признание обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда нормальный психологический климат в трудовом коллективе |
Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и нововведения.
Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):
1. Стадия исследования
§ фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы (фундаментальные исследования - это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования - задачей, которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования - задачей, которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%.);
прикладные исследования и экспериментальные модели (прикладные/оригинальные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов; научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках);
экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка (разработка продукта - завершающий этап научных исследований, характеризующийся переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Цель разработки продукта - создание/модернизация образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип - это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям);
2. Стадия производства
§ первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству - это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец - полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам);
запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство - это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);