Таблица 1 - Модели корпоративного имиджа [33, c. 23]
7-компонентная модель |
10 – компонентная модель |
1. Внешняя атрибутика (название, фирменный стиль, символика, место расположения и пр.). |
1. Внешняя атрибутика |
2. Финансовое благополучие |
2. Финансовое благополучие |
3. Имидж руководителя и его команды |
3. Имидж руководителя и его команды |
4. Имидж персонала |
4. Имидж персонала, корпоративная культура |
5. Качество деятельности, образ продукции или услуги |
5. Качество деятельности, образ продукции или услуги |
6. Дизайн офисных помещений |
6. Дизайн офисных помещений, продукции |
7. Деловые коммуникации организации и персонала |
7. Деловые коммуникации, особенности управления организацией |
8. История организации, традиции | |
9. Стоимость товара или услуг (сравнительные данные в динамике) | |
Рекламная известность (паблистити) |
Как видно, данные модели принципиально друг от друга не отличаются, и потому любая из них может принести успех. Заметим, что выбор той или иной модели имиджа необходимо осуществлять, принимая во внимание профиль деятельности организации, сложившиеся отношения, возможность установления корпоративных связей и многое другое. Обратим внимание также на то, что перечисленные компоненты расположены произвольно, а не в порядке убывания значимости. Их значимость определяется в каждом конкретном случае на основе глубокого анализа ситуации.
У нас в стране имеется яркий образец имиджа организации, сформированного на основе 7-компонентной модели. Это МНТК «Микрохирургия глаза» им. С. Н. Федорова. Сам Святослав Федоров был яркой личностью, обладавшей многогранными дарованиями. Одно из них — талант имиджмейкера.
Возможно, он опирался на чью-то профессиональную помощь, однако скорее срабатывала его мощная интуиция и цепкий ум, запечатлевавший все ценное и прогрессивное. В результате сформировался яркий образ «организации будущего», безупречной во всех отношениях. Никто не знал о проценте неудачных операций и осложнениях, которые реально были, о завышенной стоимости услуг и пр. «Общественность» информировалась только об успехах и достижениях, «прорывах». Это и есть классический образец внешнего искусственного эмоционального позитивного имиджа.
В полном соответствии с выбранной моделью имиджа организации и строится имиджмейкерская работа. Независимо от профиля организации целесообразно, чтобы она базировалась на следующих общих подходах:
1) производственном, в котором главное — дело (качество продукции или услуг, социальная ответственность, забота о потребителе или клиенте и пр.), а «слава тебя найдет». Его реализация осуществляется через тщательный подбор персонала, постоянное повышение качества продукции, снижение стоимости, технологическое совершенствование и т.д., что приводит к формированию естественного имиджа;
2) имиджмейкерском, где упор делается на маркетинговые исследования, интенсивную рекламу, разнообразные PR-акции, направленные на формирование искусственного эмоционального имиджа;
3) менеджерском, гармонично объединяющим преимущества первого и второго подходов, в полном соответствии со стратегией развития организации.
Формулировка идеального имиджа предприятия представляет собой описание характеристик по 16 параметрам, представленных в таблице 2.
Таблица 2 – Параметры идеального имиджа
Параметр |
Значение параметра для организации | |
1. Финансовая надежность |
Финансовая надежность предприятия – гарантия сотрудничества фирмы с клиентами и другими фирмами | |
2. Известность фирмы |
Известность фирмы определяет доверие к ней | |
3. Наличие крупных партнеров и клиентов |
Наличие данного параметра – один из важнейших факторов успеха и залога сотрудничества | |
4. Опыт работы на рынке |
Параметр предполагает, что вероятность развала фирмы относительно более молодых фирм невелика | |
5. Перспективы расширения деятельности фирмы |
Наличие параметра предполагает, что фирма достаточно перспективная, и на текущий момент обладает, как минимум, финансовой надежностью | |
6. Состав учредителей |
Имидж учредителей – имидж компании | |
7. Уровень профессионализма руководства |
Важный параметр имиджа, т.к. от него зависит грамотность и слаженность работы, что в конечном итоге отразится на прибыли фирмы | |
8. Внутреннее оформление офиса и торгового зала |
Данный параметр воздействует на подсознание и формирование имиджа фирмы в глазах клиента | |
9. Территориальное ме стонахождение фирмы |
Психологически клиент в большинстве случаев выберет фирму, находящуюся в центре города | |
10. Уровень зарплаты и перспектива ее роста |
Данный параметр может говорить о финансовом состоянии фирмы, воздействуя на подсознание клиента | |
11. Психологический климат в коллективе |
Для идеального имиджа предприятия и наилучшей прибыли необходим благоприятный психологический климат в коллективе | |
12. Отношения между руководителями и подчиненными |
Отношения должны складываться на основе взаимного уважения и порядочности, тогда фирма приобретет еще большую устойчивость. | |
13. Отзывы клиентов |
Отзывы клиентов – плацдарм для принятия решений о сотрудничестве для других клиентов | |
14. Уровень профессионализма сотрудников |
Для идеального имиджа предприятия необходимо, чтобы профессионализм продавцов-консультантов должен быть на высочайшем уровне | |
Продолжение таблицы 2 | ||
1 |
2 | |
15. Режим работы предприятия |
В идеале режим работы предприятия может быть круглосуточным | |
16. Сервисные услуги, предоставляемые предприятием |
Если предприятие может предоставить комплекс сервисных услуг, то это будет положительно сказываться на имидже предприятия | |