Эти факторы имеют ценность только в том случае, если после завершения работы служащий получает ещё и дополнительную награду. Вторую группу факторов Герцберг назвал мотиваторами или удовлетворителями. Это такие условия работы, при наличии которых достигается высокий уровень мотивации служащих и удовлетворения от работы. При отсутствии этих условий невозможно получить ни эффективной мотивации, ни удовлетворения. Мотиваторы включают в себя достижение цели, признание, работу как таковую, ответственность, продвижение по службе и возможности для личного роста.
Итак, в работах Герцберга приводятся доказательства того, что существует два совершенно различных типа факторов, которые могут вызывать желаемое целенаправленное поведение:
1. Гигиенические факторы, в лучшем случае, могут вызвать всего лишь удовлетворительный уровень мотивации.
2. Мотиваторы же могут быть использованы для стимулирования более высокого уровня мотивации, если гигиенические потребности, в свою очередь, в достаточной мере удовлетворены.
Основное значение двухфакторной теории заключается в том, что менеджеры должны быть очень осторожны и не делать ударения на гигиенические факторы, как на основные, при удовлетворении потребностей, когда потребности низшего уровня уже достаточно удовлетворены. И наоборот, менеджеры не должны тратить время и средства, предлагая своим служащим разнообразные мотиваторы до того, как будут удовлетворены гигиенические потребности.
Наверное, наиболее удивительным и неожиданным открытием, полученным в результате проведённых Герцбергом исследований, стал тот факт, что деньги однозначно были отнесены к разряду гигиенических факторов, а отнюдь не мотиваторов. Деньги имеют важное значение для большинства служащих, как из-за их покупательной способности, так и из-за статуса, который имеет их владелец. Однако менеджеры оказывают себе и своим организациям плохую услугу, когда воспринимают деньги как совершенное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у служащих.
Мотиваторы |
Гигиенические факторы | ||
Заставляют меня лучше работать, % |
Делают работу более приятной, % |
И то и другое, % | |
Факторы, повышающие производительность | |||
Возможность продвижения |
48 |
22 |
16 |
Хорошая зарплата |
45 |
27 |
22 |
Зарплата, зависящая от качества работы |
43 |
31 |
16 |
Признание |
41 |
34 |
17 |
Работа, дающая возмож- ность развивать способ- ности |
40 |
27 |
20 |
Работа, позволяющая мне заниматься своими делами |
37 |
33 |
17 |
Высокая доля ответственности |
36 |
28 |
14 |
Интересная работа |
36 |
35 |
18 |
Работа, требующая творческого подхода |
35 |
31 |
20 |
Факторы, делающие работу более приятной | |||
Дополнительные льготы |
27 |
45 |
18 |
Справедливое отношение |
24 |
45 |
18 |
Информированность |
21 |
49 |
16 |
Гибкий график работы |
20 |
49 |
12 |
Хорошие отношения с начальством |
19 |
52 |
12 |
Работа с людьми, которые нравятся |
17 |
54 |
13 |
Работа без напряжения и спешки |
15 |
61 |
13 |
Чистое, тихое рабочее место |
12 |
56 |
12 |
Удобное расположение работы |
12 |
56 |
12 |
Таблица 3.2 Оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов.
Как показано в табл. 3.2 результаты проведённого исследования на основе опроса служащих можно использовать в качестве подтверждения выводов Герцберга о различии между мотиваторами и гигиеническими факторами.
Менеджеры, которые пытаются разработать программу «обогащения работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности:
1. Люди должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы.
2. Они должны сами составлять расписание своей работы.
3. Им нужно предоставить возможность психологического роста.
4. Они должны нести определенную материальную ответственность.
5. У них должна быть возможность открытого и приятного общения с начальством на всех уровнях управления.
6. Они должны отчитываться за производительность на участке, который они контролируют.
В своей теории Дэвид МакКлеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управления.