· план маркетинга. Маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы:
- предприниматель мог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы;
- работники маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара;
- инвесторы могли убедиться в достаточной емкости и перспективности рынка.
Маркетинговый план должен охватывать все элементы маркетинга и давать ответ на следующие вопросы:
1. Основные группы покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие. Основные сегменты данного рынка, на какой из них ориентированно предприятие.
2. Предполагаемая доля фирмы в данном сегменте рынка
3. Методика расчета цены на товар фирмы. Какой чистый доход обеспечит фирме выбранный уровень цены.
4. Каналы распространения товаров.
5. Способы продвижения товара. Бюджет для финансирования продвижения товаров.
· организационный план. Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы. Ориентирами для составления плана могут служить следующие вопросы.
1. Форма собственности предприятия.
2. Основные пайщики или основные акционеры.
3. Состав совета директоров и правления организации.
4. Распределяются полномочий среди управляющих фирмы.
5. Организационная структура фирмы, способ взаимодействия подразделений друг с другом.
Если фирма существует несколько лет, необходимо описать историю формирования собственности, изменения, которые произошли с ней.
· финансовый план и оценка риска. Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности. Кроме того, при составлении бизнес плана проводится анализ чувствительности (метод для изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости проекта в связи с изменениями ключевых параметров проекта – затрат на исследования и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены и т.д).
· план исследований и разработок. Если фирма предполагает или уже проводит исследования и разработки, то в соответствующем разделе бизнес-плана она должна ответить на следующие вопросы:
- величина затрат на исследования, сравнение затрат на НИОКР с соответствующими затратами фирм конкурентов;
- квалификация и опыт персонала в отделе исследований;
- оснащенность отдела исследований и разработок;
- реальные достижения исследовательского подразделения и его вклад в общий успех организации;
- направления исследований и разработок;
- связи подразделения НИОКР с другими исследовательскими организациями (НИИ и т.д.);
- доходы, которые подразделение НИОКР генерирует, проводя работы для других организаций (договорные работы).
· оценку и страхование риска. Условием умелого управления предоставленными ресурсами является учет возможного риска осуществления проекта. Риск означает вероятность неполучения положительного результата (прибыли) или получение отрицательного результата (убытков) в предпринимательской деятельности. Необходимо четко представлять в какой из областей риска лежат деловые предложения компании – в области невысокого риска с небольшой прибылью или в области рискованных капиталовложений с высоким процентом прибыли.
По источнику возникновения различают риск хозяйственный, связанный с личностью человека, обусловленный природными факторами. По причине возникновения риски делят на обусловленные неопределенностью будущего, непредсказуемостью поведения партнеров, недостатком информации. По характеру проявления риски различают на политические и коммерческие.
Среди мер снижения риска выделяют эффективное прогнозирование и систематическое планирование деятельности фирмы, страхование и самострахование. В большинстве случаев политические, региональные и прочие риски принимают на себя специальные организации, то есть финансово-кредитные институты, специализирующиеся на страховании подобного вида рисков.
Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на 3-5 лет вперёд. Он должен быть кратким (изложение только самого главного по каждому разделу), доступным в прочтении и понимании (должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам), убедительным, лаконичным, побуждать интерес у рецензента (ведь только заинтересовав потенциального инвестора, можно надеяться на успех своего дела).
Важность и эффективность бизнес-плана заключается в его комплексности и направленности в будущее. Качественная подготовка этого документа позволяет чётко определить конечную цель, рассчитать необходимые ресурсы, выстроить временной график.
Таким образом, бизнес-план представляется абсолютно необходимым инструментом предпринимательской деятельности для создания стратегии бизнеса в рыночных условиях. (Кочеткова А.И., Уткин Э.А. «Бизнес-план: как развернуть собственное дело»).
Прежде всего, при планировании стратегии бизнеса необходимо определить цели организации. Основная общая цель организации - чётко выраженная причина её существования - обозначается как её миссия. Все цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссии являются одним из самых существенных решений при планировании и выборе цели организации. Все цели организации вырабатываются для осуществления ее миссии. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:
· выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
· определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
· выявление культуры фирмы.
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.
Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма, в конечном счете, сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Ценности оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связаны со специфическими типами целевых предпочтений.