Это очень вредно для развития в группе творческого и интеллектуального начал. Поэтому так важно знать все нити взаимодействий, скрытых среди людей.
А вообще, что же такое «группа»? Это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. У этой общности есть ряд существенных признаков:
v внутренняя организация, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;
v групповые ценности, на основе которых формируется общественное мнение;
v принцип обособления от других групп;
v воздействие на поведение членов группы;
v общие цели и задачи;
v стремление к устойчивости;
v закрепление традиций, символики.
Статус каждого человека закрепляется в целом наборе ролей, которые он играет в данной группе. Роль – это социально-психологический феномен, связанный с выполнением, вхождением личности в ту или иную деятельность в соответствие со своими психологическими возможностями.
Очень часто непонятно откуда возникают группы. Всё начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Естественно, в группе появляется ролевое ожидание: от человека ждут такого поведения, который соответствует данной роли.
В разных коллективах это ожидание может отличаться. Например, в творческих коллективах от руководителя ждут демократического отношения, а на производстве ожидают строгого и авторитарного.
Человек должен осознать чего от него хотят. После того, как он понял роль, может произойти отторжение, как не соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям.
Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознание своего нового положения. В этот момент человеку важно знание о себе, знание своего психологического портрета, умение использовать свои плюсы и нейтрализовать минусы. Надо дать время человеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль.
Ещё одна очень важная составляющая группы – половозрастной состав.
Особенности мужской и женской психологий накладывают большой отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений, как и возраст сотрудников. Женские коллективы более эмоциональны, в них чаще других возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестки, иногда даже жестоки, рациональны, ригидны (инертны), прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам.
Поэтому сочетание мужского и женского начал в группе является отличным фактором для хорошего климата. [3]
А знаете, что в первую очередь оказывает огромное влияние на мнение людей при знакомстве. По утверждению психологов А. А. Бодалева и В. Н. Панфёрова – причёска.[3]
Это очень важно тогда, когда группа только сформирована и в ней начинают формироваться межличностные отношения. Практический совет: если Вы хотите, чтобы на Вас обратили внимание в обществе – смените прическу.
Второй важный фактор при знакомстве – глаза. Они могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми или колючими.
Каждого человека отличает определенная манера поведения, жесты, походка, движения тела. Интересно, что, когда люди долго не видятся (допустим сокурсники встречаются через 30 лет после окончания института), они узнают друг друга чаще всего не по лицу, которое очень изменилось, а по отдельным жестам и манере движения: один как то особенно пожимает плечами, другой размахивает руками, третий вздёргивает головой.
Далее вступают в свои права общение и убеждение. Оно и то же слово: «да» – можно произнести приветливо, уважительно, а можно – зло и сердито. Интонация является мощным выразительным средством, она всегда богаче, полнее и сложнее текста. Для людей чувствительных часто более значимо не что говорят, а как говорят.
Еще один важный фактор – одежда и общий имидж человека.
О спорах, интонации и имидже более подробно изложено в следующих главах моей курсовой работы.
Общение со своими сотрудниками, подчиненными, союзниками, споры с соперниками (конкурентами) – есть очень важный фактор в каждодневной работе любого управленца. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.
Выделяют два крупных класса в общении: вербальный и невербальный. Вербальный – это речь в её разных формах. Невербальный – это пантомимика (телодвижения), жесты, мимика и другие средства. [6]
Следует подчеркнуть, что важно уметь слушать не только вербальные каналы, но и невербальные.
Темп речи, громкость, переходы темпа, изменения вокала и окраски голоса – всё это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношение к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже, то что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражение глаз, положение ног и т. д.
Вообще, слушание – это активный процесс, он требует владения определенными приёмами, которые существенно повышают эффективность общения.
«Я – весь внимание», – такую фразу человек произносит, когда предполагает услышать что-то особенно важное и интересное. Одновременно с этими словами человек безотчётно принимает соответствующую позу – ту, в которой ему удобнее всего слушать. Как правило, это поворот лица к собеседнику, установление визуального контакта и ещё какие-то детали. [5]
Главное – настроить себя на волну заинтересованности. Слушая, нужно выделять главные мысли, стараться правильно понять именно их, быстро сопоставлять полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращаться к основному содержанию разговора.
Для любого человека, не только для менеджера, очень важно уметь правильно воспринимать критику.
Критика – резерв для самоусовершенствования. Это помощь в устранении недостатков. Не существует бесполезной критики. В любом случае она даёт повод для размышлении, рождает полезные идеи. Всякое замалчивание промахов вредно, потому что в будущем они могут принести куда более серьезные неприятности. Когда человека критикуют, значит подсознательно верят в его возможности.
Скрытая критика может быть и в задаваемых вопросах типа: «А почему он поступил так, а не иначе?»
Очень полезно извлекать полезную информацию для себя, когда критикуют других людей.
Критика обязательна во всяком деловом обсуждении проблемы. Отсутствие разных мнений – признак застоя. В таких случаях полезно поспорить, вызвать огонь на себя. Любая дискуссия полезна хотя бы тем, что помогает понять, как относятся к вам окружающие. Ведь причиной критики могут быть какие-то другие действия человека, не имеющие отношения к предмету спора.
Прежде всего следует помнить, что несправедливая критика – это нередко скрытый комплимент. Как правило, это означает, что критикуемый уже что-то совершил и стоит внимания. Многие люди получают удовольствие, критикуя тех, кто более образован, чем они, или же больше преуспевает.