Дипломная работа посвящена изучению роли женщины в современном бизнесе. Как известно, в нашей стране проблема «разделения по половому признаку» всегда имела место, и зачастую развивалась в дискриминацию женщины, в умаление её прав. С проблемой «скрытой» дискриминации, безусловно, сталкивалась любая женщина: работодатели зачастую предпочитают не принимать на ответственные должности женщин, мотивируя это различными способами. В современном обществе продолжает существовать стереотип, что женщина, как существо слабого пола, просто не может справиться с какой бы то ни было ответственной задачей.
Объектом исследования выступает социальная группа женщин-предпринимателей.
Предметом работы являются взаимоотношения женщин-предпринимателей в сфере бизнеса, их проблемы, связанные с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными, а так же особенности женского стиля руководства.
Цель работы заключается в рассмотрение сущности и особенностей женского предпринимательства в России, так же на примере города Казани. Попытаться доказать, что успешность в сфере бизнеса, сфере управления не зависит от половой принадлежности предпринимателя или управленца; что понятия «мужской» и «женский» бизнес не являются столь отличными друг от друга. Цель определила постановку следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению предпринимательства.
2. Проанализировать основные понятия предпринимательства.
3. Изучить основные черты становления женского предпринимательства в России в XII - XX вв.
4. Проследить за интеграцией женщин в сферу малого бизнеса в конце XX - начале XXI вв.
5. Выявить мотивы вхождения в мир бизнеса у женщин – предпринимателей, анализ проведенных на данную тему исследований
6. Раскрыть социальные, экономические, психологические особенности женского – предпринимательства.
Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций.
Существует много теоретических подходов к изучению предпринимательства. Рассмотрев наиболее распространенные мы пришли к следующим выводам. Предпринимательство - это умение человека обменивать одни виды товаров и услуг на другие или производить новые виды товаров и услуг, которое возникло на самой заре человеческой цивилизации. Это особый вид человеческой деятельности, сочетающий в себе частные и общественные интересы, направленные главным образом на преумножение общественного достояния.
В Законе Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности» отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Вероятно, справедливо, что этот закон не применяется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям, занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли.
Классификацию предпринимательства можно представить по следующим параметрам:
- по отношению к собственности: частное, индивидуальное, коллективное;
- по отношению к закону: легальное, теневое, серое;
- по видам деятельности: производственное, коммерческое;
- по отношению к инновациям: инновационное, традиционное.
Предприниматель - это человек, владеющий или распоряжающийся любым видом собственности, капиталом, наемным трудом, который осуществляет систематическую деятельность с целью организации собственного предприятия, с последующим получением % с прибыли от вложенного капитала. С психологической точки зрения предприниматель- это человек, обладающий богатой интуицией, способный организовать людей, целеустремленный и настойчивый, независимый и самоуверенный, способный идти на риск.
На протяжении веков российские женщины сумели вопреки всем устоям реализовать себя. При ремесленном производстве женский труд получил широкое распространение. Горожанка-ремесленница принимала участие в общественно-полезном производственном труде, она пользовались правом распоряжаться своим заработком, принимала участие в празднествах. Капитализм втянул женщину в производительный труд, труд общественный, подготовил почву и сделал возможным борьбу за равноправие женщины. Однако капитализм нес с собой новый вид бесправия и эксплуатации, какой еще не знала женщина за все века истории. В дореволюционной России предпринимательская карьера женщины была практически невозможна. Женщины занимали зависимое положение в семье и на производстве. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что вклад женщин в российскую экономику незаслуженно умалчивается. Но последние два десятилетия характеризуются активным завоеванием женщинами лидирующих позиций в бизнесе и в политике и постепенно в России формируется особый слой женской предпринимательской элиты, ежедневно разрушающей стереотипы массового сознания.
Основными мотивами вхождения женщин в бизнес являются: самореализация и интерес. Скромную позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей занимает мотив самоутверждения, что отличает ее от мужской. Материальный интерес всегда соперничает с личностными мотивами и если побеждает, то, как правило, в случае обострения страха за финансовое благополучие тех, кто находится рядом. Основные психологические особенности женщин – предпринимательниц в том, что женщины сильнее зависят от других, и поэтому их принципы и этичность бизнеса в большей степени определяются нравственными принципами. Именно женщины с их коммуникабельностью, эмоциональной ориентацией на клиента, умением устанавливать доверительные отношения получают необходимое преимущество перед мужчинами в реализации корпоративных задач. Успеха в бизнесе женщина достигает посредством творческого использования своего характера и стереотипов поведения. Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми женщины называют излишнюю мягкость, отсутствие пунктуальности, невозможность перешагнуть через жалость, излишнюю эмоциональность, доверчивость, стремление сделать хорошо для всех. Преимуществами женского руководства признаются тяготение к стилям, отличающимся меньшей дистанцией власти, умение организовывать командную работу, внимательно слушать, мотивировать и поддерживать работников. Кроме того, женщинам свойственна меньшая амбициозность и большая предсказуемость поведения. Эти качества женского менеджмента особенно важны и эффективны в кризисной обстановке, все еще характерной для многих отраслей российской экономики.
Проведенное нами исследование, а также опрос информантов (руководителей различных предприятий и организаций г. Казани) доказало верность четырех из пяти выдвинутых гипотез – женщина в современном бизнесе – закономерность; женщина в бизнесе находится под влиянием негативных стереотипов; в отдельных сферах бизнеса природные психофизиологические качества женщины позволяют ей иметь преимущество над мужчинами; для успешного ведения бизнеса вопрос половой принадлежности не является определяющим. Тот факт, что женщина в бизнесе сегодня все прочнее укрепляет свои позиции, является доказанным. Женщины как социальная категория сравнялись с мужчинами – это подтверждается действующим законодательством, которое не делает никаких различий между полами в сфере бизнеса и предпринимательской деятельности. Имеется тенденция к увеличению числа женщин в бизнесе – с каждым годом процентное соотношение приходящих в бизнес мужчин и женщин склоняется в пользу последних. Исходя из этого можно заключить, что роль женщины и в обществе в целом с каждым годом возрастает.