Решения нужны для приготовления гамбургеров у “McDonald’s”, распределение большинства коек по отделениям в местной больнице, посадка и высадка пассажиров в аэропорту О’Хара. Незаметные на первый взгляд решения составляют часть почти любой деятельности в нашей жизни личной и профессиональной. Из всех областей современного менеджмента научные методы были применены к принятию решений в большей мере, чем к чему-либо другому. Некоторые исследователи представляют себе принятие решений как рациональный, логический и полность систематизированный процесс. Другие склонны к менее рациональному взгляду и рассматривают принятие решения скорее в поведенческих категориях. Но большинство исследователей согласны меду собою в том, что принятие решений занимает не малую часть времени менеджеров, даже если они расходится во мнениях о том, единственная ли это у них функция. Практически многие полагают, что единственный “родовой” вид деятельности в профессии менеджера- принятие решений. Герберт А. Саймон называл принятие решения “сутью управленческой деятельности”.
Принятие решения это особо важный вид деятельности всех менеджеров, но сами эти решения не возможно принимать с полной достоверностью, управленческие альтернативы почти всегда содержат неопределенность. Саймон и другие последователи школы Корнеги-Меллона, специализирующиеся на теории принятии решений, познали пределы рациональности в своих исследованиях и разработали имидж менеджера, который, не обладая совершенными знаниями, производит случайный последовательный поиск.
Он отличается то менеджера, максимизирующего процесс принятия решения, так как это представляла нормативная описательная теория, группа Корнеги-Меллона добилась весьма значительных результатов, но не вышла за рамки последней и не поддержала бихевиорическую теорию как альтернативу к нормативным моделям. Фактически группа Корнеги-Меллона точно определила, что задачей бихевиорестической теории было описание процессов разрешения проблем человеческих отношений, а также предписание того, как следует выбирать альтернативы с целью максимизации. Здесь не было никакого конфликта и, следовательно, никакого противоречия.
Нерациональные формулировки Линдблома и Куинна-это совсем другая история. Беспорядочный поиск и логический инкрементамум представлены ими в качестве не описательных моделей, а предписывающих теорий. В этом опасность не рациональных моделей принятия решений. Однако здесь речь идет не о том, что рациональность невозможна в силу того, что лицо, принимающее решения, не может обладать совершенным знанием, нерациональность неизбежна. Но когда эту неизбежность превращают в добродетель и прекращают поиск информации при принятии решений, сцена приготовлена для трагедий
Ранее теории менеджмента разрабатывались без всякого наблюдения за реальными менеджерами, если не считать индивидуального и ограниченного опыта менеджера, выдвигающего собственную теорию. Фактически формальные теории поведения менеджеров были выдвинуты еще до того, как наблюдения за их работай, оказались в центре внимания исследователей. Все что мы знали об административном поведении и том, чем фактически занимается менеджеры, вплоть до конца 60 годов было основано, скорее, на впечатлениях и мифах, чем на эмпирически фактах.
Анри Файоль создал обобщенный образ менеджера как плановика, организатора, координатора и контролера, который в последствии стал известен как функциональный. Промышленность, или деловой мир, как это представил себе Файоль, охватывает шесть видов деятельности:
1 техническая деятельность, которая включает изготовление и производство.
2 коммерческая деятельность, на пример закупки, продажа, обмен.
3 Финансовая деятельность, в том числе поиск оптимальных источников капитала.
4 Работа по обеспечению безопасности с целью защиты от пожара, краж, наводнения и общественных беспорядков.
5 Учетная деятельность, в том числе сбор данных, представление финансовых отчетов и статистической информации.
6 Управленческая деятельность, охватывающая прогнозирование, организацию, управление, координацию и контроль.
7 Конкретизируя это, Файоль утверждал, что “управлять, означает прогнозировать, планировать, организовывать, руководить, координировать и контролировать”.
“Рассудительный и расчетливый менеджер-это человек, который имеет все знания, необходимые для разрешения стоящих перед ним управленческих, технических, коммерческих и финансовых проблем, а также достаточные физическую и интеллектуальную энергию и работоспособность, чтобы суметь нести весьма тяжелое бремя заключения деловых контрактов”.
Информационная роль менеджеров включает получение и передачу информации. Иногда менеджер рассматривается как монитор, или нервный центр информационного потока в организации. В этой роли менеджер является диспетчером, распределяющим информацию между внутренними и внешними рабочими группами. Как только менеджер получает информацию, он должен селективно распределить ее между работниками организации, затем определить тех, кто получит не посредственную выгоду от такого распределения информации.
В сфере информации менеджер является представителем по связи с общественностью. Менеджеры периодически представляют свою организацию перед другими внешними группами.
Популярное и до сих пор актуальное описание менеджмента дано Кацем, который строил свою модель исходя из деловых навыков, необходимых менеджерам для успешной работы. Навыки это способности, которым можно развить и которые в той или иной степени эффективно проявляются на практике. Эти способности не обязательно должны быть врожденными, кроме того, они изменяются в течение жизни и используются в качестве вспомогательного средства для достижения цели лицом, которое ими обладает. Кац утверждает, что есть три типа навыков, имеющих важное значение для менеджеров:
1 Технические навыки, включающие специальные или профессиональные знание. Технические навыки в таких сферах, как организация производства или учет требуют аналитических способностей, тогда как другие, например в области медицины, предполагают владения техническими приемами, свойственными этой специальности.
2 Навыки человеческих отношений, которые позволяют человеку работать в коллективе и мобилизовать совместные усилия, направляя их на эффективное достижение общих целей.
3 Концептуальные навыки, которые подразумевают способность оценивать общую ситуацию.
Мэнеджеры-это прагматики с престижным рабочим местом и длительным рабочим днем. Они осуществляют то, что необходимо для нормальной деятельности, в тех условиях, которые реально существуют. Наблюдения за менеджерами подтверждают то факт, что они работают упорно, налаживают связь и ведут переговоры с множеством людей, стремясь к достижению успеха своими организациями.
Если нам приходится управлять, то мы должны иметь цель. Одна из первых истин, которую познали авторы по менеджменту, состоит в том, что менеджмент предполагает наличие цели, или задачи. В противном случае мы не можем утверждать, что имеем дело с менеджментом.