Методическая схема процесса построения системы целей в задаче формирования стратегии бизнес-системы включает следующие шаги.
Первый шаг. Осуществляется автономная декомпозиция и иерархическая структуризация в виде дерева задач каждой самостоятельной цели высшего уровня. При этом должны соблюдаться следующие правила:
а) каждая задача определяется количественно и качественно с учетом трех признаков: объекта приложения управленческого воздействия; временного периода, в течение которого должен быть получен требуемый результат; границ среды, в рамках которой функционирует и несет ответственность субъект управления;
б) уровни структуры цели формируются на основе декомпозиции конечного результата по признаку технологической структуры процесса его достижения или по одному из указанных в предыдущем правиле признаков, но каждый уровень включает элементы только одного признака декомпозиции.
Второй шаг. Все деревья задач самостоятельных целей сводятся в единую систему, где должны совпадать (в горизонтальном разрезе):
Рис.3.2. Модель процессно-ориентированного управления предприятием
а) высшие уровни каждого дерева;
б) уровни, соответствующие каждому признаку декомпозиции (по технологическим стадиям, объектам, времени и т.д.).
Системой управления бизнесом является отображение множества целей бизнес-системы на структуру бизнес-системы, при этом, определяется множество воздействий, призванных обеспечить эффективное, с точки зрения целей, выполнение бизнес-процессов[22].
Рис.3.3. Схема анализа целей в задаче формирования стратегии бизнес-системы
С точки зрения бизнес-процесса предприятие представляет собой систему последовательных действий, которая является достаточно полным, динамичным отображением предпринимательского поведения. Они взаимосвязаны с другими организационными поведенческими процессами, т.е. находятся в подверженных взаимному влиянию отношениях с другими внутрифирменными последовательностями действий.
В зависимости от содержания выделяют четыре основных типа бизнес-процессов[23] .
1) Производственные и обеспечивающие – первые непосредственно связаны с разработкой, производством и реализацией товаров и услуг, вторые непосредственно влияют на номинальные и реальные товарные потоки. Эти процессы являются основной составной частью цепочки создания благ, включая исследования и разработки, непосредственно производство, материально-техническое обеспечение.
2) Административно-управленческие – служат для управления указанными выше процессами.
3) Относящиеся к сложным проблемам – имеют ключевой стратегический характер, в частности процессы роста и диверсификации производства, распределения ресурсов. Под проблемой в данном случае понимается материальное содержание подлежащего решению вопроса, которое определяет специфику протекания процесса.
4) Метапроцессы – категория более высокого порядка, включающая, например, обучение, разрешение конфликтов, коммуникации.
Выделенные типы бизнес-процессов разделим на основные и вспомогательные[24].
Основные бизнес-процессы – это процессы, создающие новое качество для клиента или субъекта бизнес-системы. Они имеют[25] следующие характерные черты:
§ Внешний потребитель стоит в начале и в конце процесса;
§ Результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворенность потребителя и успех организации;
§ Потребитель готов платить за результат процесса.
Основными являются, например, бизнес-процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки, производство продукции, продажа готовой продукции и др.
Вспомогательные бизнес-процессы – это процессы, имеющие только внутренних потребителей и формирующие инфраструктуру организации, т.е., по сути дела, они являются поддерживающими для основных процессов. Вспомогательные бизнес-процессы отражают конкретные функции бизнес-системы.
Зарубежные авторы большое внимание уделяют вскрытию и описанию характерных для многих предприятий основных бизнес-процессов. Анализ ряда зарубежных исследований[26], а также немногочисленных отечественных исследований[27] позволяет выделить следующие ключевые бизнес-процессы для большинства производственных и коммерческих бизнес-систем:
1. Управленческие процессы:
§ стратегического управления;
§ планирования и организации;
§ внешних связей.
§ оперативного управления.
2. Рабочие процессы:
§ обработки заказов;
§ продвижения и развития продукции и услуг;
§ выполнения заказа (оказание услуги);
§ дальнейшего сопровождение и обслуживание клиента.
3. Поддерживающие процессы:
§ управления человеческими ресурсами;
§ управления финансами;
§ управление информационными потоками;
§ маркетинг;
§ технологическая поддержка.
Определим три класса бизнес-процессов, в зависимости от их внутреннего наполнения (табл.3.1.).
Таблица 3.1.
Классы бизнес-процессов, в зависимости от их внутреннего наполнения
Бизнес-процессы |
Свойства |
1. Ориентированные на виды деятельности |
§ определяются уникальной последовательностью видов деятельности; § деятельность в рамках процесса заканчивается при достижении соответствующей цели. |
2. Ориентированные на цели |
§ не определяются уникальной последовательностью видов деятельности; § деятельность в рамках процесса заканчивается при достижении соответствующей цели. |
3. Ориентированные на знания |
§ не определяются уникальной последовательностью видов деятельности; § завершение деятельности в рамках процесса не определяется достижением соответствующей цели. |
На данном этапе спецификация бизнес-процессов представляет описание будущего образа бизнес-системы. Она должна:
§ Идентифицировать и называть бизнес-процессы предприятия.
§ Определять измеримые свойства и цели каждого процесса: цена, качество, жизненный цикл, время и удовлетворение пользователя. Все цели должны быть соотнесены со стратегией.
Описание информационных и материальных потоков.
Описание информационных и материальных потоков требует выделения входов и выходов каждого вида деятельности внутри бизнес-процесса.
Вход определяет стимулы, посылаемые пользователями бизнес-процесса к инициирующему виду деятельности и начальные объекты деятельности в последующих видах деятельности бизнес-процесса.