3. Выполнение работ: строительство и научно-исследовательская деятельность;
4. Предоставление услуг: банковская деятельность, страхование, бытовые, коммунальные, транспортные услуги.
Факторы, влияющие на абсолютную сумму выручки от реализации продукции:
q Производственные факторы: объем производства продукции, себестоимость, НДС, акциз, остатки продукции на складе на начало и конец года, дебиторская задолженность, продукция, находящаяся на комисси и консингации.
q Ценовые факторы: цена приобретение или финансовая стоимость, цена реализации, остаточная стоимость, восстановительная стоимость, оптовая цена, фиксированая цена, договорная цена, рыночная цена.
q Организационные факторы: ускорение расчетов между фирмой и банком, между двумя фирмами, внедрение форм расчета, организация погрузочно-разгрузочных работ.
Пути поступления выручки от реализации продукции на фирму:
1. Полная или частичная предоплата
2. Открытие аккредитива
3. Сдача товаров на комиссию и консигнацию
4. Реклама
5. Скидки
6. Мелкий опт
7. Презентации, выставки-продажи
8. Векселя
9. Залог за цену товара
10. Грамотное составление договоров
Главный девиз финансового менеджера: лучше дебиторская задолженность-чем остатки продукции на складе.
Способы получения заемных средств:
Ø Получение банковских кредитов, т.е. формирование денежных потоков на предприятии;
Ø Получение товарного кредита;
Ø Получение в отсрочки в уплате за товар;
Ø Получение налогового кредита;
Задачи управления потоками полученных банковских средств:
1. Оптимизация размера потока;
2. Оперативное формирование потока;
3. Удешевление потока;
Пути решения задачи 1:
Ø Увеличение собственных оборотных средств за счет прибыли или дооценки ТМЦ;
Ø Ускорение реализации продукции;
Ø Повышение гарантий реализации;
Пути решения задачи 2:
Ø Повышение финансовой устойчивости;
Ø Использование факторинговых услуг;
Ø Оперативное оформление кредитного договора и получения кредита
Пути решения задачи 3:
Ø Уменьшение объема полученных кредитов
Ø Сокращение срока использования кредита
Задачи, решаемые при управлении потоком:
1. Увеличение абсолютной суммы потоком.
2. Гарантиия поступления средств и снежение степени риска.
3. Ускорение получения средств по времени.
Пути решения задачи 1:
Ø Увеличение абсолютного объема финансовых инвестиций
Ø Формирование структуры портфеля инвестиций
Ø Использование льгот
Пути решения задачи 2:
Ø Вложение средств на депозитные счета
Ø Покупка государственных ценных бумаг
Пути решения задачи 3:
Ø Направления осуществления инвеститций
Ø Условия осуществления инвестиций.
Выводы.
Управление денежными потоками является важным финансовым рычагом обеспечения ускорения оборота капттала предприятия. Этому способствует сокращение продолжительности производственного и финансового циклов, достигаемое в процессе результативного управления денежными потоками, а также снижение потребности в капитале, обслуживающем хозяйственную деятельность предприятия. Ускоряя за счет эффективного управления денежными потоками оборот капитала, предприятие обеспечивает рост суммы генерируемой во времени прибыли.
Капитал предприятия и его структура.
С позиции финансового менеджмента капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.
Рассмтривая экономическую сущность предприятия, следует в первую очередь отметить такие его характеристики:
ü Капитал предприятия является основным фактором производства.
В экономической теории выделяют три основных фактора производства, обеспечивающих хоз. деятельность производственных предприятий-капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы В системе этих фактров производства капиталу принадлежит приоритетная роль, т.к. он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.
ü Капитал хар-ует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход.
В этом своем качестве капитал может выступать изолированно от производственного фактора - в форме ссудного капитала, обеспечивающего формирование доходов предприятия не в производственной (операционной), а в финансовой (инвестиционной) сфере его деятельности.
ü Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников
Он обеспечивает необходимый уровень этого благосостояния как в текущем, так и в перспективном периоде. Потребляемая в текущем периоде часть капитала выходит из его состава, будучи направленной на удовлетворение текущих потребностей его владельцев.
ü Капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости.
В этом качестве выступает прежде всего собственный капитал предприятия, характеризующий объем его чистых активов. Вместе с тем, объем изпользуемого предприятием собственног капитала характеризует одновременно и потенциал привлечения им заемных финансовых средств, обеспечивающих получение дополнительной прибыли.
ü Динамика капитала предприятия является важнейшим барометром уровня эффективности его хоз. деятельности.
Способность собственнного капитала к самовозростанию высокими темпами характеризует высокий уровень формирования и эффективное распределение прибыли предприятия, его способность поддерживать фин. Равновесие засчет внутренних источников. В тоже время снижение объема собственног капитала является как правило, следствием неэффективной убыточной деятельности.
Основные виды капитала выделяют по следующим признакам:
1. По принадлежности: собственный (характеризует общую стоимость средств предприятия, используемых им для формирования части его активов, эта часть активов сформирована за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятий) и заемный (привлекаемые денежные средства или другие ценности, финансовые обязательства предприятия, подлежащие погашению в определенные сроки).
2. По целям использования: производительный капитал (средство, инвестированые в его операционные активы, производственно-сбытовая деятельность) и ссудный капитал (используется в процессе инвестирования в денежные инструменты (депозитные вклады в банках), а также долговые фондовые инструменты (облигации, вексели, сертификаты, и т.д.), спекулятивный капитал (в процессе спекулятивных фин. операций (основаные на разнице в цене), приобретение деривативов в спекулятивных целях.