Среди основных научных проблем, требующих немедленного решения, можно назвать :
Вышеизложенные направления управления качеством наиболее эффективно решаются с использованием статистических методов. Так, в системе оценивающие статистические методы применяются для решения следующих задач :
1. Оценки статистической точности определения комплексных и обобщенных показателей индексов качества.
2. Построение моделей статистического контроля в форме статистических зависимостей общего показателя качества эффективности от частных показателей с помощью методов регрессионного, факторного, дисперсионного анализа.
3. Статистической классификации качеств технологии и объектов техники.
4. Статистического определения коэффициентов весомости.
5. Построение прогнозных баз оценки с помощью статистической экстраполяции, временных рядов, динамики оценочных показателей.
6. Построение эталонно – нормативной базы оценки.
7. Оценки стабильности качества производства и продукции.
Анализируя уровень зарубежных фирм и компаний, можно выделить следующие основные тенденции в области управления качеством продукции :
1. Системный подход к управлению качеством. Данный подход означает охват системы управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, охват всех элементов в комплексе, целенаправленная работа с поставщиками.
2. Руководящую роьл высшего звена в формировании и обеспечении стратегической политики предприятия в области качества.
3. Обеспечение высокого качества продукции при снижении ее себестоимости, а так же цены для потребителя.
4. Усиление роли и значения человеческого фактора в управлении качеством продукции.
5. Тесная и непосредственная работа с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий.
6. Анализ затрат на качество. Сущность данного подхода состоит в том, что анализ затрат на качество учитывает возможные затраты на устранения дефектов.
7. Использование материальных и моральных стимулов всех работников фирмы за высокое качество продукции.
Наиболее характерным для зарубежных систем качества является смещение контроля качества продукции с конечного ее этапа жизненного цикла на начальный.
Основная цель - не фиксация дефектов и брака путем контроля, а именно их предупреждение с помощью различных предприятий, включая профилактическое обслуживание оборудования, использование статистических методов регулирования и контроля за технологическими процессами и т.д., не допускать появления брака в производстве.
Квалитология – это наука о качестве. В структуре квалитологии можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимодецствующие друг с другом составные части :
Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания. К таким теориям относятся :
Общая квалиметрия - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы : системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в том числе ранжирование, весомость).
В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок : экспертная квалиметрия, вероятностно – статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно – ориентированных объектов, имеющих обычно иерархическое строение.
Предметная квалиметрия – по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и др.
Совершенствование квалиметрии явилось результатом различных представлений о ее предмете и содержании, к главным чертам которых относятся :
· представление о квалиметрии только как о теории количественных методов оценки,
· сужение предмета квалиметрии до области измерений и оценивания качества объектов, является продуктами труда или до проблемы построения комплексных показателей качества,
· расширение предмета квалиметрии, распространение его на количественно – неизмеримые объекты,
· акцент в предмете квалиметрия на внеэкономических методах оценивания.
При этом происходит эволюция взглядов на предмет квалиметрия. Появились такие направления, как социологическое, педагогическое, географическое и пр.
Структурность, динамичность определенность и целосность квалиметрии обеспечиваются механизмом взаимодействия : общая квалиметрия трансформирует специальную квалиметрию с учетом особенностей применяемых методов и моделей оценки, а последняя находит отражение в предметной квалиметрии. При этом взаимосвязи общей квалиметрии, специальной квалиметрии и предметной квалиметрии отражают динамику общего особого и единичного.
У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы :
- экономический;
- технико-экономический;
- общенаучный;
- систематический.
Экономический статус обусловлен политэкономическим содержанием категории качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и стоимостью. С позиции экономического статуса квалиметрия включает в себя методы эконометрии, как теоретического измерения экономических свойств создаваемых объектов и процессов. Технико – экономический статус квалиметрии отражает ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств объектов и процессов, что отображается в результатно – затратных мерах эффективности, технико – экономических показателях, технико – экономических уровнях и т.д.