рефераты по менеджменту

Лекции по квалиметрии

Страница
10

Г – качество – это существенная определенность объекта, внутренний момент, выражающийся в законченной связи составляющих частей элементов и конституирующий условия развития объекта (аспект определенности).

Д – качество – это основа существования объекта, оно имеет двоякую обусловленность, раскрываемую через систему моментов качества : cвойства, структуры, системы, границ, целостности, определенности, количества.

Е – качество обуславливает единичность объекта, его специфичность, целостность, упорядоченность, определенность, устойчивость (аспект сертификации).

Ж – качество создаваемых человеком (обществом) объектов и процессов ценно (аспект ценности).

По отклонению к качеству создаваемых объектов и процессов, ценностный аспект конкретизируется через понятия полезности, приспособленности, потребности, цели, назначения, потребительской стоимости и стоимость.

Ключевыми понятиями квалиметрии являются измерение и оценивание качества.

Введем ряд важных определений, раскрывающих эти понятия :

Мера качества - это есть отображение качества Q или его подмножеств, отдельных свойств или их групп на множество вещественных чисел.

Если обозначим меру качества m , а отображение “®”, то в символической записи мера качества будет иметь вид :

m = Q ® Re , либо m : {qi} ® Re (множество вещественных чисел) (2.2)

Иными словами, мера качества рассматривается, как отображение измерения, приписывающее качеству, свойству или группе свойств число.

Синонимом меры качества является показатель качества ( m ~ P) – это означает, что пространство мер качества (m) может трактоваться, как пространство показателей качества (Р). В отображении формулы (2.2) вместо множества Re можно использовать множество семантических смысловых единиц (Se), типа отличной, хорошей, пригодной, не пригодной и пр. Такая мера называется семантической мерой.

(S) => S : Q ® Se или S : {qi} ® Se

Понятие семантической меры расширяет предмет квалиметрии, включая в его содержание не только количественную, но и семантическую (качественную) оценку.

К основным типам мер качества относятся шкалирование и свертывание.

Шкалированием называется мера качества, вводящая упорядочивающие отношения на измеряемом множестве свойств или мер. Шкалирование на множестве мер называется производным шкалированием. Его синоним – функциональное преобразование шкал. Понятию семантической меры соответствует семантическое шкалирование. Таким образом, к пониманию квалиметрического шкалирования относятся все типы шкалирования :

  • Метрическое (отношений, разности, интервального);
  • Порядковое;
  • Номинальное;
  • Семантическое (вербальное)

и их различные сочетания.

К производным метрологическим шкалам относят :

- Линейные;

- Логарифмические;

- Экспозиционные;

- Параболические ;

- Другие .

Квалиметрической шкалой называется тройка формальных объектов :

1. Исходное множество измерительных свойств или их мер;

2. Множество отображений шкалирования;

3. Множество значений отображений шкалирования

<n> = < {n}, {g}, {V x} >

<n> = < {m}, {g}, {V *} >

Свертыванием мер качества называется их объединение, осуществляемое по тому или иному закону. Вводятся понятия операционных и статистических свертывание качества (ОСК) и (ССК).

ОСК – объединение мер (показателей), построенных на разнородных простых или сложных свойствах. На основе этого понятия формируется понятие комплексных, групповых показателей качества продукции.

ССК – объединение мер, построенных на однородных свойствах или подмножествах качества, их мерах. На основе этого понятия формируется понятие обобщенных показателей качества продукции.

Измерение качества есть построение мер качества и получение их значений с помощью специальных алглритмов.

Качество всегда измеряют в рамках определенной системы соизмерения, включающую в себя систему сравнения и самоизмерителя.

В качестве базы сравнения в измерении могут выступать :

  • Эталоны метрического измерения свойств;
  • Квалиметрические единицы;
  • Одно из сравниваемых свойств качеств по отношению к другому;
  • Эталон качества (аналог, цель, прототип и т.п.)

Оценивание (оценка) качества – это особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки, под которым подразумевается качество, определенное множество свойств или отдельное свойство.

Из определения оценки следует ее сложная взаимосвязь с понятием измерения качества.

{O} C {m}

C другой стороны, операция измерения качества является компонентами процедуры качества.

Уровень качества – это относительная мера качества. Следует различать формальное и неформальное содержание этого понятия. В формальном смысле уровень качества является результатом оценивания , всегда носящий значительный характер.

Система значений мер качества, определяемая на основе соотношения с базовыми эталонными значениями мер называется сравнительным уровнем качества.

Таким образом, сравнительный уровень зависит от базы сравнения.

Принципиально при сравнении с базой оценки можно применять любые квалиметрические шкалы.

Если испытать разностную шкалу, то сравнительный уровень приобретает содержание отклонения от базы оценки, а если испытать шкалирование отношений (нормировку по базе сравнения), то мы получаем относительный уровень качества.

Абсолютный уровень формируется в результате измерения качества объекта техники и характеризуется абсолютным значением оценочных показателей.

Понятие абсолютного уровня отражает интенсивное количество качества. Например, точность измерительного прибора, масса, скорость определяет его абсолютный уровенькачества. В зависимости от класса свойства и показателей качества могут различаться : технический, экономический, экологический, эргономический и другие уровни.

Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии.

Исходя из современных требований могут быть сформулированы следующие исходные концептуальные положения современной квалиметрии :

1. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и качественной формах, пригодной для установления.

2. Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при изменении конъюнктуры рынка, применение качества проекта с учетом опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств производства.

3. Основными методическими принципами квалиметрии являются :

· Принцип измеримости свойств и оцениваемость качества объекта как на уровне отдельно взятых свойств, так и на уровне всей совокупности свойств, образующих качество объекта в целом.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту