СКср СКср
= ( ЭРА*1+ЭРА*(ЗКср/СКср)-i(ЗКср/СКср)) (1-н) = ЭРА*(1-н) + (ЗКср/СКср) * *(ЭРА-i)*(1-н)
Итак, эффект финансового левериджа по 1 концепции расчета определяется:
ЭФЛ = (ЗКср/СКср)*(ЭРА-i)*(1-н)
(ЭРА-i) – дифференциал
(ЗКср/СКср) – плечо рычага
Эта концепция рассматривает эффект в виде приращения ЧП на 1 обыкновенную акцию на приращение НРЭИ, то есть этот эффект выражает прирост ЧП, полученный за счет приращения НРЭИ.
DЧП ЧП
ЭФЛ = ( ¾¾ / ¾¾ ) / ( DНРЭИ / НРЭИ)
КОА КОА
ЧП = (НРЭИ - S%кр)*(1-н)
DЧП = (DНРЭИ - S%кр)*(1-н) = DНРЭИ*(1-н)
DЧП DНРЭИ DНРЭИ*(1-н) НРЭИ
ЭФЛ = ¾¾ / ¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾ = НРЭИ /
ЧП НРЭИ (НРЭИ- S%кр)*(1-н) DНРЭИ
/ (НРЭИ - S%кр) = (БП + S%кр)/БП
ЭФЛ = НРЭИ/(НРЭИ - S%кр) = (БП + S%кр)/БП
Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием ЗК, поэтому чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:
а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:
б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций.
Т.о. первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.
Понятие операционного левериджа связано со структурой
себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений , осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.
Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом производственного (операционного) левериджа.
Например: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10млн.р. при совокупных переменных затратах 8,3млн.р. и постоянных затратах 1,5млн.р. Прибыль = 0,2млн.р.
Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10% (т.е.11млн.р.) Постоянные расходы = 1,5млн.р. Переменные расходы увеличиваются на 10% (т.е.8,3*1,1=9,13млн.р.). Прибыль от реализации =0,37млн.р. (т.е.11-9,13-1,5). Темп роста прибыли (370/200)*100 = 185%. Темп роста выручки= =110%. На каждый прирост выручки мы имеем прирост прибыли 8,5%, т.е. ЭОЛ = 85%/10%= 8,5%
Т.о. силу (эффект) производственного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж.
DНРЭИ DQ
ЭОЛ = ¾¾¾¾ = ¾¾¾
НРЭИ Q
Q - физический объем продаж,
р – цена ,
р*Q – выручка от реализации,
Sпз – ставка переменных затрат на выпуск продукции
Sпост – постоянные затраты
НРЭИ = р*Q – (Sпз*Q + Sпост ) = Q*(p-Sпз ) – Sпост
DНРЭИ = DQ*(p – Sпз)
Q*(p-Sпз) Q Q*(p-Sпз) НРЭИ+Sпост
1)ЭОЛ = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ х ¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾
Q*(p-Sпз)- Sпост Q Q*(p-Sпз)-Sрост НРЭИ
ЭОЛ= 1+(Sпост/НРЭИ)
2)ЭОЛ = МД/(МД-Sпост) = МД/П
Эти формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.
В связи с понятием эффекта производственного левериджа возникает понятие запаса финансовой прочности (ЗФП), который обеспечивает получение прибыли предприятия, и понятие предела безопасности (безубыточный объем производства и продаж или критический объем продаж).
p*Q – (Q - Sпз + Sпост)=0
Qк(натур.) = Sпост/(p-Sпз)
Sпост Sпост Sпост Sпост
Qк(стоим.) = Qк(натур.)* p = ¾¾¾ х p = ¾¾¾¾ = ¾¾¾¾ = ¾¾¾
р – Sпз (p-Sпз)/p 1-(Sпз/p) МД/р
ЗФП = ВРф – Qк(стоим.)
ВРф – выручка от реализации (фактическая),
Qк(стоим) – критический объем в стоимостном выражении,
ЗФП – запас финансовой прочности
Понятие совокупного риска связано с двумя видами рисков, которые генерирует практически любое предприятие, то есть с риском предпринимательским (деловым) и риском финансовым, связанным со структурой источников финансирования.
- Предпринимательский риск связан с конкретным бизнесом предприятия, гибкостью экономической стратегии, позволяющей нивелировать отрицательное влияние высокого уровня условно-постоянных затрат и использовать его как рычаг для приращения прибыли от продаж.
- Финансовый риск опирается на структуру капитала и связан с неустойчивостью финансовых условий кредитования, колебаниями экономической рентабельности, возникающими желаниями владельцев предприятия на использование (выплату) всей ЧП на дивиденды, а также зачастую финансовый риск обусловлен условиями налогообложения предприятия.
Предпринимательский и финансовый риск взаимосвязаны между собой, и в результате каждый из них воздействует на прибыль предприятия, то есть прибыль формируется как под воздействием структуры затрат производственного характера, так и под воздействием структуры затрат, возникающих в связи с финансированием деятельности. Поэтому производственный и финансовый риски мультиплицируются и формируют совокупный риск предприятия.
Совокупный риск – риск, связанный с возможным недостатком средств, необходимых для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников финансирования.
Уровень совокупного риска показывает, на сколько % изменится ЧП предприятия на 1 акцию при изменении объема продаж на 1%.