5. Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек со при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду.
Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление об организационной культуре. Многие компоненты культуры трудно обнаружить постороннему человеку. Можно несколько недель провести в организации, но так и не понять основных положений культуры, управляющих поступками людей. Каждый сотрудник, приходя в организацию, проходит через определенную процедуру организационной социализации, в ходе которой он месяц за месяцем постигает все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности и образуют организационную культуру.
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре:
1. Осознание себя и своего места в организации (в одних
культурах ценится сдержанность и сокрытие работником
своих внутренних настроений и проблем, в других —
поощряется открытость, эмоциональная поддержка и внешнее
проявление своих переживаний; в одних случаях творчество
проявляется через сотрудничество, а в других — через
индивидуализм).
2. Коммуникационная система и язык общения
(использование устной, письменной, невербальной
коммуникации, "телефонного права" и открытости
коммуникации варьируется от организации к организации;
профессиональный жаргон, аббревиатуры, язык жестов
специфичен для организаций различной отраслевой,
функциональной и территориальной принадлежности
организаций).
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе
(разнообразие униформ, деловых стилей, нормы
использования косметики, духов, дезодорантов и т.п.,
свидетельствующие о существовании множества
микрокультур).
4. Привычки и традиции, связанные с приемом и
ассортиментом пищи (как организовано питание работников
в организации, включая наличие или отсутствие столовых и
буфетов; участие организации в оплате расходов на
питания; периодичность и продолжительность питания;
совместно или раздельное питание работников с разным
организационным статусом и т.п.).
5. Осознание времени, отношение к нему и его
использование (восприятие времени как важнейшего ресурса
или пустая трата времени, соблюдение или постоянное
нарушение временных параметров организационной
деятельности).
6. Взаимоотношения между людьми (влияние на
межличностные отношения таких характеристик как возраст,
пол, национальность, статус, объем власти,
образованность, опыт, знания и т.д.; соблюдение
формальных требований этикета или протокола; степень
формализации отношений, получаемой поддержки, принятые
формы разрешения конфликтов).
7. Ценности и нормы (первые представляют собой
совокупности представлений о том, что хорошо, а что —
плохо; вторые — набор предположений и ожиданий в
отношении определенного типа поведения).
8. Мировоззрение (вера/отсутствие веры в:
справедливость, успех, свои силы, руководство; отношение
к взаимопомощи, к этичному или недостойному поведению,
убежденность в наказуемости зла и торжестве добра и
т.п.).
9. Развитие и самореализация работника (бездумное или
осознанное выполнение работы; опора на интеллект или
силу; свободная или ограниченная циркуляция информации в
организации; признание или отказ от рациональности
сознания и поведения людей; творческая обстановка или
жесткая рутина; признание ограниченности человека или
акцент на его потенции к росту).
10. Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе
как ценности или повинности; ответственность или
безразличие к результатам своего труда; отношение к
своему рабочему месту; качественные характеристики
трудовой деятельности (quality of working life);
достойные и вредные привычки на работе; справедливая
связь между вкладом работника и его вознаграждением;
планирование профессиональной карьеры работника в
организации).
Указанные характеристики культуры организации в совокупности отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Содержание организационной культуры определяется не простой суммой ожиданий и реального положения вещей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они формируют профили определенных культур. Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене не приходится. В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется организационной властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:
(1) прямая оппозиция ценностям доминирующей
организационной культуры;
(2) оппозиция структуре власти в рамках доминирующей
культуры организации;
(3) оппозиция к образцам отношений и взаимодействия,
поддерживаемых доминирующей культурой.
Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения потребностей. В определенном смысле, организационные контркультуры являются выражением недовольства тем, как организационная власть распределяет организационные ресурсы. Особенно часто подобная ситуация возникает в период организационных кризисов или реорганизации. В этих условиях некоторые "контркультурные" группы могут стать достаточно влиятельными или даже доминирующими.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая — это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции. Вторая — это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.