Поэтому "включение" отдельных механизмов нейтрализации угрозы банкротства должно исходить из реального уровня этой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно для данного уровня угрозы банкротства).
6.Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного финансового состояния. В борьбе с угрозой банкротства, особенно на ранних стадиях ее диагностики, предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности. Опыт показывает, что при нормальных маркетинговых позициях предприятия угроза банкротства полностью может быть нейтрализована внутренними механизмами антикризисного финансового управления и в пределах финансовых возможностей предприятия. Только в этом случае предприятие
^
может избежать болезненных для него реорганизационных процедур.
7.Использование при необходимости соответствующих форм санации предприятия для предотвращения его банкротства. Если угроза банкротства диагностирована лишь на поздней ее стадии и носит катастрофический характер, а механизмы внутренней ее нейтрализации не позволяют достичь необходимого эффекта в восстановлении финансового равновесия предприятия, оно должно инициировать свою санацию, избрав для этого наиболее эффективные ее формы. Такая мера принимается как крайняя в системе мероприятий по антикризисному финансовому управлению предприятием в целях предотвращения его реального банкротства.
Рассмотренные принципы служат основой организации антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства.
Предприятие без ясной и эффективной экономической стратегии развития - это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Без этого предприятия с каждым днем теряют свою конкурентоспособность и стоимость.
Содержание и эффективность антикризисного управления напрямую зависят от правильности выбора соответствующей стратегии и тактики, которые определяются следующими факторами:
-степенью омертвления оборотного капитала;
-потерей качества управленческого персонала;
-старением основного капитала;
-высокой долей заемного капитала, неадекватностью его состава и структуры;
-нестабильностью и противоречивостью законодательства;
-прочими внешними и внутренними факторами.
Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в
ч
долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.
Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в большинстве случаев связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п. При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности механизмов такой нейтрализации и масштаба их использования. Поэтому задействование механизмов нейтрализации угрозы банкротства должно исходить из реального уровня этой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае может быть не достигнут ожидаемый результат (при недостаточном действии механизмов), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (при избыточном для данного уровня используемых механизмов).
Если угроза банкротства определена поздно и несет в себе разрушительный характер, внутренние ресурсы не в состоянии его предотвратить, то предприятие должно инициировать свою санацию, избрав для этого наиболее эффективные ее формы. Такая мера принимается как
крайняя в системе мероприятий по антикризисному управлению в целях предотвращения его реального банкротства.
С позиций финансового менеджмента возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение своей хозяйственной деятельности. Преодоление такого кризисного состояния, диагностируемого как "угроза банкротства", требует разработки и осуществления специальных методов финансового управления предприятием.
Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства, которая получила название "Системы антикризисного финансового управления ". Для реализации этой системы управления готовятся особые финансовые специалисты — менеджеры по антикризисному управлению предприятием. Суть этой финансовой системы управления состоит в том, что угроза банкротства диагностируется еще на ранних стадиях ее возникновения, что позволяет своевременно привести в действие специальные финансовые механизмы или обосновать необходимость определенных реорганизационных процедур. Если эти механизмы и процедуры в силу несвоевременного или недостаточно эффективного их осуществления не привели к финансовому оздоровлению предприятия, оно стоит перед необходимостью в добровольном или принудительном порядке прекратить свою хозяйственную деятельность и начать ликвидационные процедуры.
Рассмотренные в предыдущем параграфе принципы антикризисного управления предприятием служат основой организации антикризисного
финансового управления при угрозе банкротства.
Основной целью антикризисного финансового управления является разработка и реализация мер, направленных на быстрое возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия, обеспечивающие его выход из кризисного финансового состояния.
С учетом этой цели на предприятии разрабатывается специальная политика антикризисного финансового управления при угрозе банкротства.
Политика антикризисного финансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и "включении" механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния.
Реализация политики антикризисного управления предприятием при угрозе банкротства предусматривает следующие мероприятия (рисунок 2).
Рассмотрим их более подробно в той же последовательности, как они представлены на рисунке 2.
1.Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития. В этих целях в системе общего мониторинга финансового состояния предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения, формирующая возможное "кризисное поле", реализующее угрозу его банкротства. В процессе наблюдения используются как традиционные, так и специальные показатели — "индикаторы кризисного развития".