Введение
Российская экономика характеризовалась в последние годы некоторым оживлением – так было до наступления мирового финансового кризиса. Его влияние нельзя ни заметить – сокращается количество выдаваемых кредитов, повышается уровень безработицы, многие предприятия и организации находятся на грани банкротства. Высокий потенциал в развитии производства, который был у российских предприятий еще полтора – два года назад в настоящий момент сошел на "нет" - продукция многих из них сейчас не конкурентоспособна по сравнению с аналогичными товарами зарубежных представителей. Данную ситуацию сложно характеризовать как благополучную, или хотя бы удовлетворительную для развития бизнеса, но, тем не менее, многие предприниматели умудряются найти новые возможности для своих организаций – смена сферы деятельности, реорганизация, объединение нескольких мелких фирм и пр. И, конечно же, руководству для проведения грамотной политики по поддержанию, а в лучшем случае и улучшению, состояния предприятия требуется достоверная информация о текущем положении дел в организации, в частности о состоянии платежеспособности. В таком случае просто необходимо проведение анализа финансового состояния организации.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Основной задачей анализа финансового состояния предприятия является не только получение объективной картины о состоянии дел на предприятии и его месте на рынке, но и, что немаловажно рассмотрение через призму улучшения финансового положения факторов, вызвавших это положение. Первостепенное значение приобретает способность менеджера, специалиста по финансам проводить анализа активов и пассивов предприятия с помощью различных методик. К практике системы и методики национального анализа финансового состояния предприятия современный специалист должен уметь приобщить и лучшие методики из зарубежного опыта. Пользоваться результатами проведенного на предприятии анализа могут не только руководители и консультанты компании, но другие категории заинтересованных лиц – собственники, кредиторы, работники, налоговые органы и пр. Конечно, для каждой из категорий количество предоставляемой информации будет разным, к примеру если собственник может получить всю информацию о состоянии организации, то рядовой работник только, ту что касается непосредственно его интересов – уровень заработной платы, премий, компенсаций и пр.
Целью данной курсовой работы является анализ финансового состояния ОАО "Челябинский завод профильного стального настила" и составление рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия.
Задачи:
1. Теоретическое изучение оснований для признания предприятия неплатежеспособным.
2. Изучение методики расчета показателей платежеспособности.
3. Теоретическое изучение основ финансового анализа как базы принятия управленческих решений.
4. Изучение классификации групп пользователей экономической информацией.
5. Анализ финансового состояния ОАО "Челябинский завод профильного стального настила" на основании первичных документов.
6. Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния ОАО "Челябинский завод профильного стального настила".
Объектом исследования, проводимого в рамках данной курсовой работы, является коммерческая деятельность ОАО "Челябинский завод профильного стального настила", предметом – финансовое состояние ОАО "Челябинский завод профильного стального настила".
Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.
Кредитор имеет право требовать от должника исполнения обязательств, а также возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Обязательства предприятия, возникающие в ходе его финансово-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения.
Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возникновению у контрагентов рисков. Чем больше рисков создает предприятие контрагентам, чем чаще и длительнее оно задерживает исполнение обязательств, тем ненадежнее оно выглядит в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т.д.
Такое предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и т.д.
Ненадежное исполнение обязательств свидетельствует о:
• необязательности как о стиле взаимодействия с партнерами, если предприятие располагает ресурсами, достаточными для выполнения имеющихся обязательств;
• дефиците или кризисе возможностей для исполнения обязательств.
Необязательность как стиль взаимодействия влечет за собой, как правило, отказ партнеров от взаимодействия, штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами, но в конечном счете партнеры или кредиторы сохраняют шанс на погашение обязательств без особого ущерба.
Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, возникает вопрос, способно ли оно в полной мере, т.е. без ущерба, удовлетворить кредиторов.
И здесь не принципиально, способно ли оно удовлетворить одних кредиторов в ущерб другим. Важно, способно ли предприятие удовлетворить без ущерба всех кредиторов в надлежащие сроки, платежеспособно ли оно? [16].
Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособный, или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.
Очевидно, что неплатежеспособность есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации — от эпизодической до устойчивой и хронической неплатежеспособности.
Устойчивая и хроническая неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:
• поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов: их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д.;
• формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что блокирует из-за дефицита средств в полной мере исполнение бюджета, выплату пенсий и т.д.