рефераты по менеджменту

Отчёт по экономической игре "Никсдорф дельта"

Страница
3

Каждый преподаватель ВУЗа должен уделять НИРС не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил.

Предприятие в деловой игре «Никсдорф дельта».

Условия деятельности предприятия.

Компьютерная имитационная модель в системе «Никсдорф Дельта» отра­жает ограниченное количество структурных элементов и внешних связей реального предприятия, позволяя, тем не менее, достаточно полно воспро­извести основные процессы управления предприятием, а также внешние условия, в которых предприятие осуществляет свою деятельность.

Предприятие в деловой игре «Никсдорф Дельта» представляет со­бой сложную систему, взаимодействующую с другими предприятиями и государственными институтами.Внешние связи предприятия пред­ставлены на рис. 1.

Каждое предприятие в системе «Никсдорф Дельта» производит про­дукцию от одного до трех наименований'. Для производства продукции руководству предприятия (команда участников из 2-5 человек) необходи­мо принять решения по закупке сырья, оборудования, найму персонала, оптимизировать производственный процесс. Финансирование деятель­ности предприятия осуществляется в ходе игры за счет привлекаемых долгосрочных или краткосрочных кредитов или за счет собственных средств.

' В соответствии с возможными параметрами, устанавливаемыми в Модуле Ру­ководителя. Сложность исходной ситуации определяется преподавателем пе­ред началом игры. В пособии в качестве примера рассмотрена ситуация с двумя продуктами.

Рис. 1. Внешние связи предприятия в деловой игре «Никсдорф Дельта»

Долгосрочных или краткосрочных кредитов или за счет собственных средств. Для успешной реализации продукции необходимо изучение рыночной ситу­ации, проведение рекламных и других мероприятий, стимулирующих сбыт. Прибыль, полученная предприятием, может быть инвестирована в собствен­ное производство или в ценные бумаги (государственные ценные бумаги или акции других предприятий). Все решения, принимаемые в ходе игры участниками, призваны способствовать получению наибольшей прибыли и обеспечению стабильного функционирования предприятия в течение дли­тельного времени (от 2 до 5 лет, в зависимости от продолжительности игры).

В исходной ситуации игры (Период 0) все предприятия имеют рав­ные условия. Анализ исходной ситуации составляет необходимую часть планирования деятельности предприятия на длительный срок. Управленческие решения, принимаемые руководством на каждом этапе деятель­ности предприятия, основаны как наданных о внешней среде (о состо­янии рынка, о конкурентах, поставщиках и пр.),так и на сведениях о внутренних возможностях предприятия (о производственных, финансо­вых, трудовых ресурсах). Информацию о результатах своей деятельнос­ти участники игры получают из ежеквартальной отчетности предприя­тия, по окончании игры итоги деятельности предприятий будут детально проанализированы преподавателем.

Характеристика рыночной ситуации.

Предприятия, конкурирующие в деловой игре «Никсдорф Дельта», фун­кционируют в условияхолигополии, когда предложение на рынке оп­ределяется действиями немногих равноправных продавцов (от 2 до 6 по условиям игры), а спрос формируется мелкими потенциальными поку­пателями. В подобной ситуации маневры любого конкурента не­медленно ощущаются всеми остальными фирмами. Для успеха своей деятельности предприятия должны учитывать действия конкурентов, особенности каждого рынка и продукта, а также определить собствен­ную маркетинговую стратегию.

Конкуренты в условиях олигополии стараются избегать ценовых войн, которые обходятся дорого и неэффективны. Они пытаются выделить свою продукцию за счет товарной марки, лучшего соответствия ожиданиям потре­бителей (качества), условий поставки, уровня сервиса и пр. Маркетинговая деятельность предприятий играет в данном случае определяющую роль, от ее успеха будет зависеть результат деятельности предприятия в целом.

Одним из условий организации деятельности предприятий в деловой игре «Никсдорф Дельта» является следующее: предприятия-конкуренты не должны заключать картельных соглашений, обмениваться данными о принятых оперативных решениях или полученных результатах. Такое ус­ловие обеспечивает равные для всех предприятий возможности в реали­зации собственных маркетинговых стратегий и максимально приближает игру к реальной ситуации олигополистической конкуренции. Для анализа рыночной ситуации руководство предприятия использует специальные отчеты, содержание которых будет рассмотрено далее.

Характеристика рынков сбыта и продуктов.

В используемом варианте игры каждое предприятие действует на трех рынках, выпуская и продавая продукцию двух наименований. Рынок 1 (Р1) - может быть интерпретирован как внутренний рынок страны. Рынок 2 (Р2) - ближнее зарубежье (например, Республика Беларусь, Украина, Казахстан), Рынок 3(РЗ) - дальнее зарубежье. Эта интерпретация является условной и определена в соответствии с исходными параметрами игры. В ходе игры руководство предприя­тия может определить наиболее привлекательные, с его точки зре­ния, рынки и построить маркетинговую стратегию с учетом своих предпочтений. Следует, однако, отметить, что особенности каждого рынка в системе «Никсдорф Дельта» определяются только установ­ленными (и изменяемыми в ходе игры преподавателем) параметра­ми, В связи с этим любые предпочтения участников игры, опираю­щиеся лишь на их жизненный опыт или субъективные представле­ния, могут оказаться несостоятельными. Участники игры должны как можно более полно использовать предоставленную преподавателем информацию, а также внимательно наблюдать за реакцией на марке­тинговые мероприятия, оценивать перспективы каждого рынка по фактическому изменению общих объемов сбыта. Необходимую ин­формацию можно получить из отчетов об исследованиях рынка, ко­торые может закупить каждое предприятие.

Кроме того, независимо от выбранной стратегии и результатовеереализации, предприятие в ходе игры не должно полностью поки­датьрынок, так как это привело бы к не предусмотренному условия­ми игры изменению рыночной ситуации для других предприятий-кон­курентов. Оно может, тем не менее, стремиться к преимущественно­му увеличению сбыта наодном изрынков, если условия будутдляэтого благоприятными.

Продукты, которые каждое предприятие производит и предлагает покупателям, характеризуются в начале игры определенным этапом сво­егожизненного никла: имеют определенные объемы сбыта (одинако­вые в начале игры для всех предприятий) и перспективы к его увеличению.

Жизненный цикл товара процесс развития продаж и получения прибылей, состоящий из четырех этапов (стадий); этапа выведения то­вара на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка.

С точки зрения необходимого для каждого продукта этапа разра­ботки, внедрения в производство и подготовки к массовому выпуску можно выделить отдельную стадию разработки товара. Понятие жиз­ненного цикла применимо для описания как целого товарного класс. В соответствии с этой интерпретацией в Модуле Руководителя определяется также процент валютных потерь при реализации продукции на Рынках 2 и 3. В рассматриваемом примере валютные потери на этих рынкахсоставляют 1 процент так и отдельных разновидностей товара. Типичный вид кривой жиз­ненного цикла представлен на рис. 2.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту