Каждый преподаватель ВУЗа должен уделять НИРС не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил.
Условия деятельности предприятия.
Компьютерная имитационная модель в системе «Никсдорф Дельта» отражает ограниченное количество структурных элементов и внешних связей реального предприятия, позволяя, тем не менее, достаточно полно воспроизвести основные процессы управления предприятием, а также внешние условия, в которых предприятие осуществляет свою деятельность.
Предприятие в деловой игре «Никсдорф Дельта» представляет собой сложную систему, взаимодействующую с другими предприятиями и государственными институтами.Внешние связи предприятия представлены на рис. 1.
Каждое предприятие в системе «Никсдорф Дельта» производит продукцию от одного до трех наименований'. Для производства продукции руководству предприятия (команда участников из 2-5 человек) необходимо принять решения по закупке сырья, оборудования, найму персонала, оптимизировать производственный процесс. Финансирование деятельности предприятия осуществляется в ходе игры за счет привлекаемых долгосрочных или краткосрочных кредитов или за счет собственных средств.
' В соответствии с возможными параметрами, устанавливаемыми в Модуле Руководителя. Сложность исходной ситуации определяется преподавателем перед началом игры. В пособии в качестве примера рассмотрена ситуация с двумя продуктами.
Рис. 1. Внешние связи предприятия в деловой игре «Никсдорф Дельта»
Долгосрочных или краткосрочных кредитов или за счет собственных средств. Для успешной реализации продукции необходимо изучение рыночной ситуации, проведение рекламных и других мероприятий, стимулирующих сбыт. Прибыль, полученная предприятием, может быть инвестирована в собственное производство или в ценные бумаги (государственные ценные бумаги или акции других предприятий). Все решения, принимаемые в ходе игры участниками, призваны способствовать получению наибольшей прибыли и обеспечению стабильного функционирования предприятия в течение длительного времени (от 2 до 5 лет, в зависимости от продолжительности игры).
В исходной ситуации игры (Период 0) все предприятия имеют равные условия. Анализ исходной ситуации составляет необходимую часть планирования деятельности предприятия на длительный срок. Управленческие решения, принимаемые руководством на каждом этапе деятельности предприятия, основаны как наданных о внешней среде (о состоянии рынка, о конкурентах, поставщиках и пр.),так и на сведениях о внутренних возможностях предприятия (о производственных, финансовых, трудовых ресурсах). Информацию о результатах своей деятельности участники игры получают из ежеквартальной отчетности предприятия, по окончании игры итоги деятельности предприятий будут детально проанализированы преподавателем.
Характеристика рыночной ситуации.
Предприятия, конкурирующие в деловой игре «Никсдорф Дельта», функционируют в условияхолигополии, когда предложение на рынке определяется действиями немногих равноправных продавцов (от 2 до 6 по условиям игры), а спрос формируется мелкими потенциальными покупателями. В подобной ситуации маневры любого конкурента немедленно ощущаются всеми остальными фирмами. Для успеха своей деятельности предприятия должны учитывать действия конкурентов, особенности каждого рынка и продукта, а также определить собственную маркетинговую стратегию.
Конкуренты в условиях олигополии стараются избегать ценовых войн, которые обходятся дорого и неэффективны. Они пытаются выделить свою продукцию за счет товарной марки, лучшего соответствия ожиданиям потребителей (качества), условий поставки, уровня сервиса и пр. Маркетинговая деятельность предприятий играет в данном случае определяющую роль, от ее успеха будет зависеть результат деятельности предприятия в целом.
Одним из условий организации деятельности предприятий в деловой игре «Никсдорф Дельта» является следующее: предприятия-конкуренты не должны заключать картельных соглашений, обмениваться данными о принятых оперативных решениях или полученных результатах. Такое условие обеспечивает равные для всех предприятий возможности в реализации собственных маркетинговых стратегий и максимально приближает игру к реальной ситуации олигополистической конкуренции. Для анализа рыночной ситуации руководство предприятия использует специальные отчеты, содержание которых будет рассмотрено далее.
Характеристика рынков сбыта и продуктов.
В используемом варианте игры каждое предприятие действует на трех рынках, выпуская и продавая продукцию двух наименований. Рынок 1 (Р1) - может быть интерпретирован как внутренний рынок страны. Рынок 2 (Р2) - ближнее зарубежье (например, Республика Беларусь, Украина, Казахстан), Рынок 3(РЗ) - дальнее зарубежье. Эта интерпретация является условной и определена в соответствии с исходными параметрами игры. В ходе игры руководство предприятия может определить наиболее привлекательные, с его точки зрения, рынки и построить маркетинговую стратегию с учетом своих предпочтений. Следует, однако, отметить, что особенности каждого рынка в системе «Никсдорф Дельта» определяются только установленными (и изменяемыми в ходе игры преподавателем) параметрами, В связи с этим любые предпочтения участников игры, опирающиеся лишь на их жизненный опыт или субъективные представления, могут оказаться несостоятельными. Участники игры должны как можно более полно использовать предоставленную преподавателем информацию, а также внимательно наблюдать за реакцией на маркетинговые мероприятия, оценивать перспективы каждого рынка по фактическому изменению общих объемов сбыта. Необходимую информацию можно получить из отчетов об исследованиях рынка, которые может закупить каждое предприятие.
Кроме того, независимо от выбранной стратегии и результатовеереализации, предприятие в ходе игры не должно полностью покидатьрынок, так как это привело бы к не предусмотренному условиями игры изменению рыночной ситуации для других предприятий-конкурентов. Оно может, тем не менее, стремиться к преимущественному увеличению сбыта наодном изрынков, если условия будутдляэтого благоприятными.
Продукты, которые каждое предприятие производит и предлагает покупателям, характеризуются в начале игры определенным этапом своегожизненного никла: имеют определенные объемы сбыта (одинаковые в начале игры для всех предприятий) и перспективы к его увеличению.
Жизненный цикл товара процесс развития продаж и получения прибылей, состоящий из четырех этапов (стадий); этапа выведения товара на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка.
С точки зрения необходимого для каждого продукта этапа разработки, внедрения в производство и подготовки к массовому выпуску можно выделить отдельную стадию разработки товара. Понятие жизненного цикла применимо для описания как целого товарного класс. В соответствии с этой интерпретацией в Модуле Руководителя определяется также процент валютных потерь при реализации продукции на Рынках 2 и 3. В рассматриваемом примере валютные потери на этих рынкахсоставляют 1 процент так и отдельных разновидностей товара. Типичный вид кривой жизненного цикла представлен на рис. 2.