Произведём расчёты для грузового и пассажирского флота.
Поскольку плановый грузооборот на 2005 г. равен 490200 тыс. т/км (согласно статистическим данным), а фактический грузооборот составил 474481 тыс. т-км (см. табл. 1), то план выполнен на 96,79%. Отсюда пересчитанная плановая численность работников на грузовых перевозках составит 2705 х 96,79/100 = 2618 чел. Следовательно, относительное высвобождение работников составляет 2618-2519 = 99 чел., что свидетельствует об определённом повышении производительности труда.
На пассажирских перевозках при плановом пассажирообороте в 3000 тыс. пасс-км (согласно статистическим данным) имеем фактический пассажирооборот в 2816 тыс. пасс-км (см. табл. 1), что говорит о выполнении плана на 93,87%. Отсюда пересчитанная плановая численность работников на пассажирских перевозках составит 140 х 93,78/100 = 132 чел. Следовательно, относительное высвобождение работников составляет 132-119 = 13 чел., что свидетельствует об определённом повышении производительности труда.
Итак, фактическая производительность труда больше плановой и на грузовых (ПТФ = 4744817(2519x260) - 724 т-км/чел-сут и
ПТпл = 490200 / (2705x260) = 697 т-км/чел-сут), и на пассажирских перевозках (ПТФ = 28 16/(1 19x260) = 91 пасс-км/чел-сут и
ПТпл = 3000/( 140x260) = 82 пасс-км/чел-сут). Следовательно, делаем вывод об избытке трудовых ресурсов.
В таблице 9 приведены структура трудовых ресурсов по квалификационному уровню и её изменение в 2005 г. по сравнению с 2004 г. (взяты данные только по грузовым перевозкам).
Таблица 9 - Структура трудовых ресурсов по квалификационному уровню на грузовых перевозках
Квалификация | 2004г. |
2005 г. | ||
Чел. |
% |
Чел. | % | |
Капитаны |
162 |
5,9 |
156 | 6,2 |
помощники капитанов |
412 |
15,0 |
387 | 15,4 |
Штурманы |
389 |
14,1 |
365 | 14,5 |
Специалисты по эксплуатации |
695 |
25,2 |
573 | 22,7 |
Рулевые |
268 |
9,7 |
237 | 9,4 |
Матросы |
828 |
30,1 |
801 | 31,8 |
ВСЕГО |
2754 |
100 |
2519 | 100 |
Как видно из таблицы 9, за прошедший год немного увеличился удельный вес высококвалифицированных членов высшего командного состава судов. Эта тенденция соответствует стратегическому направлению развития компании. Но повышение уровня квалификации должно осуществляться более быстрыми темпами. Дополнительно следует отметить, что лучшие кадры уходят на более высокооплачиваемые места работы - на суда под флагом других государств. Следовательно, необходимо принимать меры по предотвращению большой текучести кадров. Это могут быть повышение зарплаты, предоставление дополнительных социальных гарантий, повышение качества медицинского обслуживания плавсостава. Точных данных по текучести кадров найти не удалось, но очевидно, что этот процесс представляет собой значительную угрозу производственной деятельности компании.
В предыдущем разделе было определено, что относительное высвобождение работников на грузовых перевозках в 2005 г. фактически по сравнению с плановой величиной составляет 99 чел. Мы также отмечали, что это произошло вследствие повышения уровня производительности труда. Исследуем более подробно, за счёт чего именно мы получили такую величину, т.е. определим, какие факторы повлияли на повышение производительности труда, а, следовательно, и на сокращение потребного количества работников, и определим степень этого влияния.
Основными факторами, от которых зависит потребное количество трудовых ресурсов на грузовых перевозках, являются:
> производительность работы флота;
> структура перевозок по типам судов;
> оснащённость труда плавсостава.
19
Влияние производительности работы флота определяется следующим образом:
∆ZР = ± ∑ (КотгО х (Iгр - Iтс) х Котг) ,
где ∆ZР - изменение численности плавсостава из-за изменения производительности работы флота;
ZО - плановая численность плавсостава;
Iгр - Iтс - частные индексы изменения грузооборота и тоннаже-суток;
Котг - коэффициент плавсостава в отгулах, Котг = 1+Котг+∑Zотг/∑Z1 (количество работников, фактически находившихся в отгуле делится на плановую численность плавсостава).
Количество работников, фактически находившихся в отгуле для морских, дунайских и днепровских судов составило соответственно 55, 50 и 30 чел.
Расчёт по этой формуле произведён в таблице 10.
Таблица 10 - Расчёт влияния изменения производительности труда на изменение численности плавсостава*
Типы судов | Zo | Грузооборот, млн т-км |
Тоннаже-сутки, тыс. |
+,- | ||||
План |
Отч. | Iгр |
План |
Отч. | Iтс |
| ||
Морские | 117 | 220 | 204 | 0,927 | 9220 | 10874 | 1,179 | -311 |
Дунайские | 1267 | 230 | 243 | 1,057 | 14127 | 15475 | 1,095 | -50 |
Днепровские | 261 | 40,2 | 27,5 | 0,684 | 2237 | 1876 | 0,839 | -45 |
ИТОГО | 2705 | 490,2 | 474,5 | 0,968 | 25584 | 28225 | 1,104 | -406 |