4) Сформулирован ряд предложений по совершенствованию системы мотивации и оптимизации управления персоналом на предприятии общественного питания ООО Городок "Печки – Лавочки".
В результате теоретического и практического изучения проблемы мотивации труда в управлении персоналом сделаны следующие выводы:
1) Мотивация является одной из основных функций управления, которая позволяет направлять действия коллектива предприятия на достижение поставленных целей.
2) Основу содержания процесса мотивирования составляют различные материальные и нематериальные стимулы, связанные с денежным вознаграждением человека за определенные действия, "мотивирующей" организацией процесса управления, соответствующей постановкой целей и задач организации, возможностью личности удовлетворить потребности высшего порядка (потребности во власти, уважении, самореализации и т.д.).
3) Правильно организованная система мотивирующих воздействий, основанная на знании мотивационной структуры и общих закономерностей ее развития, увеличивает производительность и качество производственного процесса или обслуживания, позволяет реализовывать потенциальные возможности сотрудников, повысить удовлетворенность работников трудом.
4) Организационная структура предприятия и работа системы управления персоналом предприятия общественного питания ООО Городок "Печки – Лавочки" создают условия для формирования ряда мотивационных факторов, в числе которых рассматриваются:
организация рабочего места, условий труда;
материальное стимулирование, социальная защита;
повышение профессиональной квалификации работников.
5) Результаты исследования мотивационной сферы работников предприятия общественного питания ООО Городок "Печки – Лавочки" показали, что качестве характеристик системы мотивации персонала представлены направленность на достижение успеха, преобладание материальных стимулирующих факторов и пожелание персонала занимать более активную позицию в системе управления предприятием.
6) Несмотря на достаточно эффективную работу системы управления персоналом на предприятии, которая представлена отделом кадров, юридическим отделом и отделом маркетинга, вынесены предложения по совершенствованию процесса управления с опорой на результаты проведенного исследования.
7) Сформулированы рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала предприятия, которые опираются на систему актуальных потребностей персонала и включают в себя управление карьерным ростом, применение новых способов оплаты и премирования, развитие персонала и организацию обучения, создание благоприятных условий труда и отдыха.
Предложенные автором рекомендации направлены на оптимизацию системы управления персоналом предприятия общественного питания ООО Городок "Печки – Лавочки", повышение уровня престижа ресторана, улучшение качества предлагаемых услуг, увеличение прибыли организации.
Приложение А
Матрица потребностей
Таблица А.1 – Матрица потребностей, характеристика
Признак потребности |
Характеристика признака |
1 |
2 |
Место в иерархии потребностей |
Первичные (низшие) -физиологические (голод, жажда, отсутствие жилища, сексуальные потребности); -безопасность, защищенность. |
Высшие : социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признании); духовные потребности; потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей. | |
Что влияет на потребности |
национальность; история; география; природа; пол, возраст; социальное положение; |
Историческое место потребности |
-прошлые; -настоящие; -будущие. |
Уровень удовлетворения потребности |
-полностью удовлетворенные; -частично удовлетворенные; -неудовлетворенные. |
Степень сопряженности потребности |
слабо сопряженная с другими потребностями; -сопряженная; -сильно сопряженная (автолюбитель и бензин т.п.) |
Масштаб распространения |
-географический: всеобщий, региональный; -социальный: всеобщий, внутри национальной общности; внутри социальной группы по образованию; внутри группы по доходу |
Частота удовлетворения |
-единично удовлетворяемые; -периодически удовлетворяемые; -непрерывно удовлетворяемые |
Природа возникновения |
-основные; -вторичные; -косвенные. |
Применяемость потребности |
-в одной области; -в нескольких областях; -во всех областях. |
Комплектность удовлетворения |
-удовлетворяется одним товаром; -удовлетворяется несколькими товарами; -удовлетворяется взаимозаменяемыми товарами |
Отношение общества |
-отрицательное; -нейтральное; -положительное. |
Степень эластичности от дохода и возраста |
-слабоэластичные (для удовлетворения физиологических потребностей); -эластичные (для удовлетворения высших потребностей); -высокоэластичные (предметы роскоши). |
Способ удовлетворения |
-индивидуальный; -групповой; -общественный. |
Приложение Б
Распределение труда между работниками
Таблица Б.1 – Функциональное распределение труда между сотрудниками на предприятии общественного питания ООО Городок "Печки-Лавочки"
Должность |
Функции |
1 |
2 |
Генеральный директор |
Руководит работой предприятия, определяет стратегию его развития. |
Исполнительный директор – 3 человека |
Отвечает за работу всех сотрудников своего филиала, организовывает рекламу компании, заключает договора, налаживает и поддерживает связи на муниципальном уровне. |
Референт – 1 человек |
Готовит необходимую документацию для директоров, учавствует в выездных семинарах и конференциях. |
Главный бухгалтер – 1 человек |
Формирует учетную политику, планирует документацию и документооборот, составляет план по инвентаризации, план отчетности, план технического оформления учета, составляет баланс, ежедневно проверяет журнал операций, формирует отчетность. |
Бухгалтеры – 2 человека |
Ведут расчет заработной платы, осуществляют выдачу заработной платы сотрудникам, оформляют счета-фактуры, книги покупок – продаж, выписки из банка, отправляют банковские платежи под руководством главного бухгалтера. |
Ответственный менеджер технической службы – 1 человек |
Обеспечивает налаженную работу оборудования кухни и зала, следит за исполнением правил технической безопасности на предприятии. |
Программист – 1 человек |
“Поддерживает” на программном уровне работу систем приема – передачи данных. |
Ответственный менеджер административно–хозяйственногоотдела |
Руководит работой АХО, обеспечивает своевременность его функционирования, осуществляет закуп необходимых для кухни продуктов. |
Курьер – 1 человек |
Обеспечивает доставку необходимой фирменной документации. |
Тех. персонал – 3 человека |
Поддерживает чистоту в помещениях и на улице. |
Шофер -1 человек |
Обеспечивает генерального директора, исполнительных директоров и главного бухгалтера поездками на служебном автотранспорте. |
Повара - 8 человек |
Обеспечивают приготовление заказанных посетителями блюд, фирменных напитков. |
Администраторы – 2 человека |
Следят за качеством обслуживания посетителей, улаживают конфликты, возникающие в зале, следят за распределением работы официантов. |
Официант – 8 человек |
Обслуживают посетителей в зале ресторана: осуществляют сервировку стола, принимают заказы посетителей в соответствии с правилами и порядком обслуживания гостей, подают заказанные блюда в соответствии с общими правилами подачи блюд, поддерживают доброжелательную атмосферу в ресторане. |
Хостесс – 2 человека |
Встречают и провожают гостей, следят за равномерной и комфортной рассадкой гостей в зале. |
Бармен – 2 человека |
Обеспечивают выдачу барной продукции официантам для гостей ресторана, готовят коктейли, чай и кофе для посетителей. |
Мойщицы посуды – 4 человека |
Моют барную посуду и посуду зала, а также посуду кухни. |