2) Оценим значимость каждого фактора для данного предприятия путем присвоения ему уровня значимости от единицы до нуля. Сумма уровней должна быть равна 1.
3) Дадим оценку степени влияния каждого фактора на стратегию предприятия по 5 бальной шкале.
4) Определим взвешенные оценки путем умножения уровня значимости на степень влияния и посчитаем суммарную оценку, которая указывает на степень готовности предприятия реагировать на факторы внешней среды.
Результаты внесем в таблицу 1.
Суммарная взвешенная оценка для АВТОЗАЗDEO составляет 4,5. Данная оценка говорит о недостаточной готовности АВТОЗАЗDEO реагировать на влияние факторов внешней среды
В результате проведенного анализа были выделены положительные и отрицательные влияния внешней среды АВТОЗАЗDEO. В частности: высокое развитие интернета и появление новых рекламоносителей, способствует установлению деловых связей на государственном и международном уровнях, способствуют грамотной рекламной компании.
Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться .Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ ,один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ
Позволяет выявить и структуризировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы.
За основу анализа возьмем предприятие «Ковровый комбинат», которое специализируется на производстве ковров и пледов из натурального отечественного сырья.
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Определим силы и слабости, возможности и угрозы для предприятия и результаты сведем в таблицу 2.
Таблица 2. SWOT-анализ
Возможности 1. Загрузка производственных мощностей на 100% 2. Внедрение новой технологии, которая сделает продукцию конкурентоспособной 3. Расширение рынков сбыта с их предварительным изучением 4. Проведение маркетинговых исследований и заключения договоров намерений с потенциальными оптовыми потребителями |
Сильные стороны 1. Собственное производство 2. Цены ниже, чем у конкурентов на 10% 3.Качественная продукция из натурального сырья 4.Проверенные отечественные поставщики |
Угрозы 1. Увеличение цены на энергоресурсы 2. Высокая нестабильность финансовых институтов, связанная с политической нестабильностью 3. Возможность появления новых конкурентов |
Слабые стороны 1. Устаревшая технология 2. Нехватка квалифицированных кадров 3. Нет собственной дилерской сети Отсутствие различных форм оплаты для клиентов 4. Контроль 5% рынка 5. Зависимость от валютных курсов 30% |
Для установления связей между сильными и слабыми сторонами предприятия, его возможностями и угрозами составим матрицу SWOT-анализа (Таблица 3).
Таблица 3. Матрица SWOT-анализа
Возможности 1. Загрузка производственных мощностей на 100% 2. Внедрение новой технологии, которая сделает продукцию конкурентоспособной 3. Расширение рынков сбыта 4.Проведение маркетинговых исследований |
Угрозы 1. Увеличение цены на энергоресурсы 2. Высокая нестабильность финансовых институтов, связанная с политической нестабильностью 3. Возможность появления новых конкурентов | |
Сильные стороны 1. Собственное производство 2. Цены ниже, чем у конкурентов на 10% 3. Качественная продукция из натурального сырья 4.Проверенные отечественные поставщики |
1СИ-1В, 1СИ-2В 2СИ-2В, 2СИ-3В,2СИ-4В 3СИ-1В, 3СИ-2В, 4СИ-3В, 3СИ-3В 4СИ- 3В |
1СИ-1У 2СИ-1У, 2СИ-2У, 2СИ-3У 3СИ-3У 4СИ- 3У 4СИ-1У, 4СИ-2У, 4СИ-3У |
Слабые стороны 1. Устаревшая технология 2. Нехватка квалифицированных кадров 3. Нет собственной дилерской сети 4.Отсутствие различных форм оплаты для клиентов |
1СЛ-1В, 1СЛ-2В, 1СЛ-3В, 1СЛ-4В 2СЛ-1В, 2СЛ-2В, 2СЛ-3В, 2СЛ-4В 3СЛ-1В, 3СЛ-2В, 3СЛ-3В, 3СЛ-4В 4 СЛ-1В, 4 СЛ-2В, 4 СЛ-3В |
1СЛ-1У, 1СЛ-3У 2СЛ-3У 3СЛ-1У,3СЛ-2У, 3СЛ-3У 4СЛ-3У |
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Итоговые показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом планировании деятельности предприятия.
Итак, для развития бизнеса предприятию «Ковровый комбинат» необходимо увеличить загрузку производственных мощностей собственного производства, предварительно внедрив новые технологии. Финансирование внедрения новой технологии возможно провести за счет увеличения ассортимента и модернизации продукции в связи с веяньем моды . Необходимо провести маркетинговые исследования и по их результатам расширять рынок сбыта за счет выхода на рынок с улучшенной продукцией высокого качества, созданной по новой технологии, либо с новым продуктом.
Для усовершенствования бизнеса необходимо заменить устаревшую технологию производства, провести обучение персонала и принять на работу новых квалифицированных работников. Используя новых квалифицированных специалистов, необходимо открыть собственную розничную сеть, что позволит изменить систему оплаты товара покупателями и соответственно поднимет продажи.
Компенсация угроз: появление новых конкурентов должно компенсироваться низкой ценой на продукцию «Коврового комбината » и высоким качеством, обеспеченным новыми технологиями, а так же наработанным доверием потребителей. Политическая нестабильность может компенсироваться доверием проверенных поставщиков. Увеличение цены на энергоресурсы может быть компенсировано незначительным повышением цена на изделия, которая в настоящий момент значительно ниже, чем у конкурентов.
Самые большие опасности для предприятия: появившийся конкурент может предложить покупателям продукцию, более высокого качества, созданную по новым технологиям, при этом он может работать по собственной розничной сети, иметь высококвалифицированный персонал и гибкую систему скидок для потребителей. Чтобы этого избежать, предприятию необходимо в кратчайшие сроки ликвидировать все свои слабые стороны.