• Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?
• Можно ли достичь тех же результатов вообще не делая этой работы?
• Можно ли сделать продукт или работу более легкими?
• Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?
• Можно ли сделать это более приятным?
• Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?
• Можно ли сделать это более безопасным?
• Можно ли сделать это более полезным?
• Можно ли сделать это более удобным?
• Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?
• Можно ли сделать это более надежным?
Теоретико-игровой метод
Теоретико-игровой метод применяют при большом объеме информации, трудностях ее обработки или недостатке времени. Не всегда руководители знают современные методы экономических или организационных расчетов. А в памяти компьютера эти методы постоянно хранятся и вводятся новые. Теоретико-игровой метод основан на создании человеко-машинной системы разработки решений. Эта система очень плодотворна, так как использует большой интеллектуальный потенциал в виде программного и информационного обеспечения поддержки решений. Метод позволяет корректировать модель системы управления после каждого сеанса проведения игры.
Предшественником теоретико-игрового метода были традиционные совещания на различных уровнях управления. Обычно на таких совещаниях принимаются важные технологические, экономические и социальные решения. На рис. 10 и в табл. 2. приведены типовая схема взаимодействия субъектов управления и их профессиональные (должностные) интересы при решении вопросов, связанных с переходом на выпуск нового изделия.
Президент
| ||||
| ||||
Главный экономист Главный инженер
Начальник отдела материального обеспечения и сбыта
Рис. 10. Схема взаимодействия субъектов управления
Таблица 2. Профессиональные интересы участников
Наименование участника |
Предмет заинтересованности |
Президент |
Повышение имиджа предприятия Увеличение конкурентоспособности Увеличение чистой прибыли, остающейся в распоряжении компании |
Главный инженер |
Использование прогрессивной технологии и современных материалов Привлечение высококвалифицированного персонала Достижение высокого качества изделий |
Главный экономист |
Увеличение прибыли и сокращение затрат Уменьшение налогооблагаемой базы Привлечение солидных инвесторов |
Начальник отдела материального обеспечения и сбыта |
Сокращение количества комплектующих изделий Сохранение налаженных связей с поставщиками и потребителями Возможность использования новой продукции как средство бартерного обмена |
Председатель профкома |
Увеличение отчислений от прибыли в фонд социального развития коллектива Увеличение затрат на техническую безопасность труда |
Как видно по таблице, профессиональные интересы участников совещаний существенно расходятся. Этим объясняются многочисленные случаи негативных последствий таких совещаний, проявляющиеся в необоснованных нервных напряжениях, давлении на участников. Решения, принимаемые на таких совещаниях, не всегда были эффективными.
Качественным развитием методики проведения деловых совещаний стало внедрение в процесс разработки УР интеллектуальной вставки в виде компьютерной модели организации.
Эта модель представляет собой набор:
• справочных данных (например, полные данные о потенциальных поставщиках и их продукции);
• имитационной модели компании;
• методик экономического расчета и прогнозирования;
• информации о решениях в аналогичных ситуациях в других организациях и реальных полученных при этом результатах;
• законодательных актов и др.
В результате совещание резко меняет эмоциональную окраску, становясь во многих отношениях позитивным и более результативным (рис. 11.).
Главный экономист Главный инженер
Президент Стол для заседаний Обоснованное решение
Начальник отдела материального Председатель профкома обеспечения и сбыта
Рис. 11. Схема взаимодействия субъектов управления при теоретико-игровом методе РУР
По схеме рис. 11. совещание проходит за несколько сеансов игры — обычно 10—12. На первом сеансе все участники вводят в компьютер свои максимальные требования. После обработки этих данных компьютер выдает вариант решения каждому участнику совещания. Если данный вариант по отношению к заложенной модели является некорректным или невыполнимым, то каждому участнику даются рекомендации о желательных изменениях первоначальных требований. После обсуждения участники вводят коррективы и процесс продолжается либо до достижения консенсуса, либо до принятия общего решения о неэффективности нового изделия и нецелесообразности его производства (отрицательное решение).