Мы видим, что все служащие коммерческого отдела имеют высшее образование, а то и два. Как я уже говорила ранее, успехи на занятиях в престижном высшем учебном заведении очень важны. Исследования установили, что люди из элитных колледжей имеют тенденцию занимать ведущее положение в своей профессии. Такие известные во всем мире университеты как Оксфордский, Кембриджский, Гарвардский и другие готовят в своих стенах именно управленческие кадры.
Но несмотря на образование и большой опыт работы большое внимание в компании уделяется повышению квалификации специалистов. В компании существуют курсы английского языка и компьютерные курсы для работников. Производится обучение бухгалтерии по западным стандартам работников административного отдела. До начала буровых работ был специально создан колледж "Сахалин-Аляска", где обучались 50 российских специалистов-нефтяников для их дальнейшей работы на нефтедобывающей платформе .
Что касается проведения оценивания, то в конце каждого года в компании проводится программа по итогам оценки деятельности работников за истекший год. Отдел кадров выдает всем работникам компании (включая менеджеров) формы для заполнения (см. Приложение А). По результатам заполнения форм и дальнейшего обсуждения со своим менеджером работнику ставится так называемая оценка и начисляется бонус (годовая денежная премия); служащие компании также получают рекомендации по улучшению своей работы в следующем году. Что касается менеджеров отделов, они, в свою очередь, оцениваются региональным управляющим на равных условиях с остальными служащими компании.
В работе уже много было сказано о функциях и деловых качествах менеджеров и специалистов, теперь я бы хотела раскрыть данный вопрос на примере нескольких специалистов компании "Сахалин Энерджи".
Состав модели | Руководитель | Специалисты | ||
|
| 1 категории (начальник отдела бурения) | 2 категории (бухгалтер) | 3 категории (специалист по охране окруж. среды) |
1. Общие требования |
Подтверждение компетентности, специальная подготовка для работы на предприятиях нефтяной промышленности |
Подтверждение компетентности, специальная подготовка по бурению наклонно-направленных и горизонтальных скважин |
Наблюдение за финансовой деятельностью, ведение файлов, записей, счетов компании, подбор статистических данных для отчетов |
Подтверждение компетентности, специальная подготовка для оказания помощи в соблюдении требований российских нормативов и стандартов и политики компании в отношении окру- жающей среды |
2. Должен иметь |
высшее образование, диплом по специальности, опыт работы 5-10 лет в нефтяной промышленности |
высшее образование, диплом инженера, 5-10 лет опыта буровых работ |
высшее обра-зование, диплом по бухучету, опыт работы 5-10 лет по специаль-ности в нефтяной промышленности |
высшее образование, диплом по специальности "охрана окружающей среды" или родственной специальности, опыт работы 5-12 лет по данной специальности |
3. Должен знать |
Сферу деятельности (в данном случае нефтяную отрасль) |
Административ-ное и техническое руководство буровыми работами |
Западные стандарты бухчета применительно к нефтяной отрасли |
Местные, региональные и общероссийские нормативы по охране окружающей среды, применимые к деятельности компании |
4. Должен уметь |
Организовывать, планировать и координировать действия подчинненных и свои собственные, общаться с партнерами, клиентами, служащими, вести переговоры (в том числе с правительственны-ми органами), выдвигать и рассматривать новые идеи и предложения, принимать ответственные решения, контролировать работу предприятия (отдела) |
Составлять планы буровых работ, давать рекомендации по заказу оборудования для проведения буровых работ, оптимизировать буровые работы за счет выбора и обеспечения соответствующего оборудования и материалов, участвовать в обсуждении и наблюдении за выполнением контрактов, разрабатывать технологии и методы буровых работ |
Проверка, анализ, расчеты и обработка документов, ознакомление с утвержденными методами и формами, ведение файлов, записей, счетов, подготовка календарных планов и отчетов, выявление и исправление ошибок и расхождений, составление информации и статистики, поддержка в проведении целевых изысканий |
Участвовать в выработке политики компании по охране окр. среды, оказывать техническую помощь в организации и внедрении прграмм, разрабатывать сметы расходов на системы и оборудование, выявлять экологические проблемы, определять меры исправления, исследовать экологически опасные ситуации, координировать составление и сохранение отчетов и записей по охране окр. среды |
5. Индивидуальные качества |
Честность, порядочность, справедливость по отношению к окружающим, понимание подчиненных, человечность, лидерство |
Коммуникатив-ные навыки, поддерживание хороших отношений с подчиненными, менеджерами и подрядчиками, умение управлять и подчиняться, желание совершенство-вать профессиональ-ные навыки |
Коммуникабель-ность, хорошее отношение к окружающим, желание повысить профессиональ-ный уровень, интерес к работе |
Коммуникатив-ные навыки, поддерживание хороших отношение с окружающими, интерес к работе, желание совершенство-вать профессиональ-ные навыки |
Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменением в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом.