Таблица 3. Возможные формы для анализа сильных и слабых сторон организации
Важность |
Эффективность | |
Низкая |
Высокая | |
Высокая |
Требует особого внимания |
Продолжать сохранять высокий уровень |
Низка |
Низкий приоритет |
Чрезмерное внимание малозначимым факторам |
Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз (опасностей) и возможностей.
Далее устанавливается связь между ними. Для этого составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (табл. 3).
Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации.
В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
Таблица 4. Матрица SWOT
Возможности 1. 2 3 |
Угрозы 1. 2. 3. | |
Сильные стороны 1. |
ПОЛЕ «СИВ» |
ПОЛЕ «СИУ» |
2. | ||
3. | ||
Слабые стороны |
ПОЛЕ «СЛВ» |
ПОЛЕ «СЛУ» |
Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (табл. 5).
Таблица 5.SWOT- анализ Microsoft.
Opportunity I. Создание нового ПО II. Снижение цены III. Выход на другие рынки |
Threat I. Антимонопольная политика II. Конкуренция III. Снижение спроса | |
Strength 1. Репутация на рынке 2. Большая доля рынка 3. Хороший персонал 4. Секретные технологии 5. Хорошая реклама товара |
I. - 3,4 II. - 2,4 III. - 1,4,5 |
I. - 2 II. -3,4 III. -4,5 |
Weakness 1. Недоработанная продукция 2. Низкая зарплата 3. Монополия |
I. - 1 II. - 1,3 III. - 2 |
I. - 3 II. - 1,2 III. - 1 |
Данная матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Полученные внутри матрицы десять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.Внутренняя среда ОАО «Железногорский хлебозавод» анализируется по следующим направлениям:
-кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
-организация управления;
-производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;
-финансы фирмы;
-маркетинг;
-организационная культура.
Определение миссии и целей ОАО «Железногорский хлебозавод», рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцесоом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.
Рис. 7. Формулирование миссии и целей.
Миссия ОАО «Железногорский хлебозавод» - чётко выраженная причина существования организации. Миссия должна быть официально сформулирована и сообщена сотрудникам организации. Миссия - это ориентир, на который настроены все цели предприятия. Обычно определение миссии ОАО «Железногорский хлебозавод» преследует решение следующих задач: 1. Выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда. 2. Определить основные принципы конкурентной борьбы. 3. Выработать общую базу для разработки целей организации. 4. Выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.
При разработке миссии ОАО «Железногорский хлебозавод» учитываются следующие группы факторов: 1. Истории возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж. 2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей. 3. Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п. 4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий. 5. Отличительные достоинства, которыми обладает организация. В то же время довольно часто миссия ОАО «Железногорский хлебозавод» формулируется в несколько позиций, каждая из которых направлена на удовлетворение интересов различных групп влияния. Например, миссия организации может быть сформулирована в следующих направлениях: 1. Быть образцовым «гражданином» в регионах производства и сбыта. 2. Наиболее полным образом удовлетворять запросы потребителей. 3. Способствовать исполнению ожиданий потребителей. 4. Добиваться процветания и удовлетворения интересов её менеджеров. 5. Обеспечивать занятость персонала организации, его удовлетворённость своей работой и оплатой труда. 6. Соблюдать интересы внешних групп влияния, в частности, для кредиторов - получение требуемого процента и возврата капитала.