Термин наукоград был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин наукоград - образовались значительно раньше (в период существования СССР).
Первым наукоградом Российской Федерации стал город Обнинск Калужской области - в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцове Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).
В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края).
С другой стороны существуют серьёзные барьеры для развития Наукоградов в России. В первую очередь это проблемы связанные с муниципальным устройством и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований – наукоградов и Академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Поэтому в данной исторической перспективе сложно ожидать увеличения роли наукоградов в общем вкладе в инновационную систему России.
Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
· промышленно-производственные особые экономические зоны;
· технико-внедренческие особые экономические зоны.
Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров. На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.
Для государственного регулирования деятельности ОЭЗ создана специальное агентство. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
25 октября 2006 года пресс-служба кабинета министров сообщила, что Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» утверждена
Основные разработчики Программы:Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям.
Основная цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
- обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
- развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; - содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;
- развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
- дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий
- дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей
- дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;
- разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;
- внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;
- внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет;
- создание 6 - 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;
- создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;
- привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.
Срок и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:
I этап– 2007 - 2009 годы;
II этап – 2010 - 2012 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:
- создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;