• позиция органов местного самоуправления, благоприятствующая экономике;
• экономически благоприятный сервис городской администрации (предприниматель-король, гражданин-король);
• отношение жителей города или региона к промышленности и экономическому росту;
• качество жизни и имидж места расположения (надежность);
• размер налоговой и платежной выручки;
• затраты на охрану окружающей среды;
• квалифицированные кадры;
• финансовые стимулы;
• производственные и административные площадки по приемлемым ценам.
На основании вышеперечисленных характеристик формируются требования к маркетингу муниципального образования:
• сосредоточение на основных преимуществах расположения;
• выделение уникальных преимуществ в конкуренции города и окружающей территории.
К сильным сторонам следует отнести:
• положение от центра;
• физические размеры;
• историческое значение города, обеспечивающее высокую эмоциональную нагрузку;
• культуру и искусство;
• образовательные возможности;
• научно-исследовательскую деятельность;
• привлекательность окружающей среды;
• территориальный потенциал для предпринимательства и проживания;
• предпринимательские возможности для инвесторов.
К слабым сторонам относятся:
• значение в качестве экономического центра;
• значение в качестве места размещения промышленности;
• транспортная инфраструктура;
• отсутствие административного центра;
• отсутствие административных структур;
• возрастная структура населения;
• социальная структура населения и наличие социальной напряженности.
Вызовы, которые может бросить орган местного самоуправления кризису, связаны с:
• исчерпанностью потенциала промышленного, экономического центра;
• возможностью предоставлять дифференцированные услуги;
• осуществлением реформы управления, связанной с глубокими изменениями существующих организаций и структур;
• переходом к решению комплексных и многообразных задач.
Риски муниципального стимулирования экономики можно свести к:
• неудаче в реформе управления, если отсутствует мужество в ее проведении;
• неверной расстановке приоритетов при отсутствии единства по основным направлениям/ главным целям на политическом уровне;
• инертности муниципальной политики и управления;
• финансово-бюджетной неразберихе;
• растущей безработице;
• наличию национальных конфликтов и предубеждению к иностранцам.
Оценка существующего положения муниципального образования может быть дифференцирована на жесткие и мягкие факторы.
К жестким факторам размещения относятся:
• развитость экономического пространства;
• географическое положение, место размещения для промышленности, торговли, промыслов;
• потенциал рынка;
• структура населения;
• квалифицированная рабочая сила, большой резервуар рабочей силы, потенциал квалифицированной рабочей силы;
• накладные расходы на заработную плату;
• международные связи - партнерство городов;
• научно-исследовательские учреждения;
• учебные заведения;
• экономические и исследовательские парки;
• инновационные центры;
• наличие свободных административных площадей;
• место для проведения конгрессов и выставок-ярмарок;
• финансовый центр;
• размещение средств массовой информации;
• наличие региональных и федеральных ведомств;
• возможности поддержки инвесторов;
• сервис поддержки экономического развития;
• рынок труда (количество и качество рабочей силы);
• транспортная привязка;
• участки (количество и качество предлагаемых площадей);
• транспортные издержки (рынок закупки и сбыта);
• близость к рынку сбыта в целом;
• близость к поставщикам в целом;
• отраслевые контакты;
• местные налоги, сборы, пошлины;
• обязательства по охране окружающей среды;
• финансовое стимулирование посредством:
- дотаций для капитальных вложений;
- амортизационных отчислений специального назначения;
- кредитов;
- гарантии;
- скидок с цены, оплаты в рассрочку при покупке участков;
- отсрочки уплаты налогов;
- льготных тарифов на снабжение и удаление отходов;
• близость к предприятиям других отраслей;
• важные для производства частные услуги, например техобслуживание, ремонт, аудит, консалтинг, юридические услуги, проектирование и т.д.;
• важные для предприятия частные услуги (офисное обслуживание, пересылка корреспонденции, консультирование по налогообложению, экономическое консультирование);
• инфраструктура:
- снабжение;
- удаление отходов;
- привязка к межрегиональным транспортным связям;
- привязка к железнодорожным линиям, автодорогам, авиаперевозкам;
- готовые производственные сооружения;
Мягкие факторы включают:
• культурные и музыкальные учреждения и мероприятия;
• возможности организации досуга и спорта;
• общественное питание;
• привлекательность окрестностей;
• наличие торговых учреждений;
• медицинское обслуживание;
• условия и возможности интеграции иностранцев;
• климатические условия;
• экономический климат региона;
• климат в муниципальном хозяйстве;
• имидж города;
• имидж возможного места расположения предприятия;
• жилье и его окружение;
• качество окружающей среды;
• школьное дело;
• возможности для совершения покупок;
• административные структуры;
• частные бытовые услуги.
Таким образом, по этому достаточно простому перечню характеристик условий для муниципального экономического развития, мы видим, что экономический рост не сводится к строительству и запуску новых производственных мощностей. Он рассматривается значительно шире.
Исходя их приведенной оценочной логики, инвестор определяет свои риски и предпочтения. Уровень самоуправления и самоорганизации населения играет в этом выборе ключевую роль.
Этап 2. Формулировка реалистичных целей, задач и стратегий
Определение целей местного экономического развития самым тесным образом связано с социокультурным контекстом, теми ценностями, на которые ориентируются различные местные сообщества, и ценностями, которые приняты ими как общие.
Постановка целей местного развития является для руководителей органов местного самоуправления и местных сообществ в странах с переходной экономикой достаточно новым и сложным делом, прежде всего исходя из необходимости согласовывать цели органов местного самоуправления с целями субъектов местного развития.
В целях должны быть сосредоточены общая концепция и желаемый результат процесса экономического развития. Они должны служить ориентиром и задавать направление развитию релевантных стратегий, а также проектов и программ экономического развития.
Следует наметить как долгосрочные, так и краткосрочные цели. Учитывая уровень экономических потребностей в странах ЦВЕ/СНГ и отсутствие у них опыта в области экономического развития, краткосрочные планы приобретают особое значение. Во-первых, они показывают сообществу, что изменения на самом деле происходят, а это, в свою очередь, ведет к росту участия сообщества в них. Видя реальные подвижки, люди не могут оставаться безучастными. Во-вторых, успехи, достигнутые в короткие сроки, усиливают легитимность последующих изменений и инициатив. И наконец, опыт работы с малыми проектами пригодится при разработке экономической концепции общего характера.