рефераты по менеджменту

Стратегическое планирование в муниципальном управлении

Страница
6

• имеющихся у них проблемах;

• ассортименте услуг для фирм.

Опрос следует проводить поэтапно. Во-первых, надо четко определить цель опроса. Так будет установлено, какая информация нас интересует, и то, как именно будут использоваться результаты опроса. Тем самым появится отправная точка для следующих шагов. Во-вторых, следует выбрать способ проведения зондажа. Это может быть телефонное интервью, личное интервью, опрос по почте или по факсу.

Опросы полезны еще и потому, что привлекают внимание сообщества и предпринимателей к проблемам МЭР, способствуя заодно росту знаний об этих проблемах. В регионах, где уровень такого рода знаний невысок, они становятся необходимым компонентом процесса разработки и реализации планов.

Несмотря на все трудности, органам местного самоуправления и субъектам экономического развития удается изыскивать способы сбора данных экономического, социального и иного характера.

Это значит, что в рамках сообщества можно найти партнеров, которые в состоянии помочь в сборе данных. В их роли могут выступать университеты, торговые палаты, местные ассоциации товаропроизводителей и специализированные социологические организации. Для органов местного самоуправления со скромными ресурсами найти таких партнеров - отличный способ удовлетворить свои потребности в необходимой информации.

Теперь перечислим те методы, которые помогают сбору и обработке данных.

Выявление сферы анализа. Как только область исследования определена, данные следует собирать исключительно для этой области.

Сбор информации должен быть максимально упрощен. Далеко не вся информация полезна для местного экономического развития. Поэтому следует избегать сбора слишком большого количества данных, чтобы они не стали избыточными.

Постоянный сбор и анализ информации. Очень важно актуализировать базу данных. Это помогает выявлять реализуемые экономические модели и правильно оценивать эффективность программ развития местной экономики. Для стран с переходной экономикой нередки ситуации, когда в границах одной территории реализуется сразу несколько моделей экономического развития, например либеральная и государственническая.

Информация должна быть релевантной и понятной тем, кто принимает решения. У них нет времени для изучения многостраничных трудов. Поэтому лучше представить краткую информацию, имеющую непосредственное отношение к делу.

SWOT-анализ

Как только данные собраны, SWOT-анализ становится пригодным для того, чтобы помочь сообществу осознать свои приоритеты, составить общую концепцию и развить стратегию, которой оно может следовать. Аббревиатура SWOT означает "сильные, слабые стороны, возможности и угрозы". Этот анализ способствует выявлению и оценке сравнительных преимуществ сообщества. SWOT-анализ - инструмент инвентаризации особых признаков продукта в классическом маркетинге.

Каждый раз, когда какая-нибудь фирма определяет, где ей разместиться, когда семья решает, куда ей переехать, или когда турист размышляет, что именно он хочет посетить, они обязательно учитывают сравнительные преимущества выбранного ими населенного пункта.

Сильные стороны сообщества - это те ценности или факторы, которые обеспечивают сообществу сравнительные преимущества и делают его привлекательным. Это его внутренние особенности, определяющие его лицо. Примерами сильных сторон могут служить географическая близость к вузам, большие льготы на проезд на транспорте, высокие заработки или наличие квалифицированной рабочей силы. Сильные стороны могут далее подразделяться на главные и ограниченные ценности.

Главные ценности - это те качества, которые составляют основу конкурентоспособного преимущества сообщества, например наличие порта. Это характеристики, которые сообществу не придется менять, но которые оно хочет довести до сведения экономических агентов.

Ограниченные ценности - это потенциально сильные стороны, которые могут потребовать небольших общественных затрат для получения конкурентоспособного преимущества; таков, например, свободный участок, расположенный в удобном месте.

Слабые стороны - это те факторы или тенденции, которые создают препятствия на пути экономического развития. Они могут проявиться в социальных, физических, финансовых, регламентных, операционных или иных формах. К их числу относятся ограниченный доступ к капиталу, рабочая сила низкой квалификации, неразветвленная инфраструктура, высокая преступность и т.д. Одни из них поддаются исправлению в короткие сроки (3-5лет), другие трудноисправимы. Ответ на местном уровне может состоять в принятии конкретных мер по налаживанию сотрудничества между местной администрацией и предпринимателями зоны.

Сильные и слабые стороны - это внутренние факторы сообщества, или эндогенные факторы.

Возможности и угрозы - это внешние факторы сообщества, т.е. экзогенные факторы. Возможность - внешний фактор, который способствует более быстрому наращиванию сравнительных преимуществ. Угрозы - это неблагоприятные тенденции или внешние по отношению к экономике явления, ведущие к снижению конкурентоспособности зоны.

Один и тот же внешний фактор, например технологическое новшество, может благоприятствовать одному сообществу, но представлять угрозу для другого. Как бы то ни было, модификация внешних условий представляет благо или угрозу в зависимости, прежде всего, от местных условий сообщества.

Приведем еще несколько примеров воздействия экзогенных факторов:

• изменения в регулировании, например кризис в банковской системе или защита окружающей среды;

• действия других правительственных органов, например крупные капиталовложения или изменения в системе налогов;

• тенденции в области экспорта/импорта, например, заключение соглашений о свободном обмене;

• изменения в промышленных секторах, например рост сферы услуг или появление высокотехнологичных производств;

• социальные и политические изменения, например вступление в ЕС или политические неурядицы;

• демографические тенденции - процесс старения населения или изменение положения классов - и новации в области технологии, такие, как автоматизация производства или Интернет.

Оценка внешних факторов - одна из отличительных характеристик стратегического планирования, она должна распространяться не только на региональный и национальный уровни, но и на международное сообщество. Как правило, события, происходящие в этой сфере, выходят за рамки местного контроля, но последствия их влияния на местные сообщества оказываются законной заботой последних.

Как только органы местного самоуправления и местные сообщества осознают свои сильные и слабые стороны и своевременность тех или иных действий, они могут пользоваться этим знанием, определяя задачи своего экономического развития и выбирая стратегии для осуществления этих задач.

В данных рамках формируются следующие требования к размещению предприятий:

• промышленные кусты располагаются там, где имеется соответствующая инфраструктура, синергия и т.п.;

• специализация и определение приоритетов, т.е. сильные и слабые стороны отраслей, и многообразие в деталях;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту