Исследование стиля и жанра книги представляется особенно интересным, и на то есть две причины. Первая заключается в том, что "Задачи менеджмента в XXI веке нельзя рассматривать как произведение, в целом соответствующее какому либо жанру или стилю (причины этого, в свою очередь, мы укажем ниже). Вторая же причина заключается в том, что отдельные части рассматриваемого произведения действительно вписываются в определенные "каноны" произведений по менеджменту, и на каждый случай имеется свой прецедент.
Рассмотрим все это более тщательно. Итак, каков же жанр книги, или, вернее, каковы жанры отдельных глав этой книги? Первая глава под названием "Новая парадигма менеджмента" представляет собой то типичное, что мы найдем сегодня практически любом учебнике по менеджменту. Под тем самым типичным в данном случае подразумевается относительно краткий экскурс в историю самого менеджмента (за одним лишь явно положительным исключением, а именно – этот самый экскурс мы получаем не только от крупнейшего современного теоретика менеджмента, но и от человека, который, можно сказать, своими глазами наблюдал описываемые им процессы). Следовательно, речь идет о жанре, название которому – учебное пособие.
Вторая глава под названием "Новые реалии и стратегия организации", или как ее успели окрестить некоторые журналисты – "Пророчества Апостола [менеджмента] Петра", вообще выходит за рамки менеджмента и принимает почти религиозный характер. Следовательно, и жанр таковой (т. е. именно пророческий, а не научно-прогностический), поскольку в своих прогнозах П. Ф. Друкер не учитывает целый ряд факторов, таких как, например, войны, катастрофы, глобальные изменения, дальнейшее развитие научно-технического прогресса и т. п.
Главы 3 и 4 под названиями "Лидер перемен" и "Задачи в сфере информации" носят традиционный характер не только для произведений самого П. Ф. Друкера[v], но и других представителей эмпирической школы менеджмента, школы социальных систем и т. п. В этом же жанре писали свои знаменитые произведения Норберт Винер[vi], Абрахам Маслоу[vii], Томас Питерс и Роберт Уотермен[viii], Рассел Акофф[ix] и мн. др. Все они объединены общей целью – научно-популярно (следовательно, жанр этих глав – научно-популярный менеджмент) донести до заинтересованного читателя оригинальные представления о менеджменте. Вместе с тем, монографиями их назвать нельзя, поскольку авторы любят часто "уходить далеко в сторону" от главной темы – менеджмента – уделяя не меньшее внимание социальным, политическим и другим злободневным вопросам, волнующих современный мир.
К сожалению, наименее лестных слов удостаиваются с нашей стороны три заключительные главы: "Задачи в сфере информации", "Производительность работников умственного труда" и "Роль менеджмента в карьере и жизни", которые в отличие от предыдущих, носят не научно-популярный, а просто популярный характер и приравнивают произведение П. Ф. Друкера к таким "бестселлерам" литературы по менеджменту (и приближенной к ней литературы) как "Законы Мерфи", "Законы Паркинсона", а также произведения Дейла Карнеги и т. п. Очень многое объединяет последние произведения с рассматриваемыми главами: поверхностное рассмотрение многих управленческих и других аспектов, почти юмористический подход к определению закономерностей и принципов управления, а также не знающая никаких границ эклектика.
Последнее слово является ключевым в формировании целостного мнения о книге "Задачи менеджмента в XXI веке". Действительно, еще ни в одном своем произведении П. Ф. Друкер не был так эклектичен как в этом. И, несмотря на то, что П. Ф. Друкер обладает огромными познаниями, а также, несмотря на то, что экскурсы в историю и активное использование конкретных примеров для него традиционны, в данном случае он все же, как нам кажется, несколько переступил меру, что сказалось и на стиле написания книги.
Если же говорить об общем выводе по поводу данной книги в целом и попытаться сформулировать некое мнение или обращение к потенциальным будущим ее читателям, то можно сказать примерно следующее: "Уважаемые, если вы знакомы с предыдущими произведениями П. Ф. Друкера, то книга "Задачи менеджмента в XXI веке" предназначена не для вас. Уважаемые же почитатели Карнеги, Паркинсона и Мерфи и иже подобных получат от нее огромное удовольствие".
[i] McGregor D. M. The Human side of enterprise. N. Y.: McGraw-Hill, 1960.
[ii] Maslow A. N. Motivation and personality. N. Y.: Harper and Row, 1973.
[iii] McClelland D. Power: The inner Experience. N. Y.: Irvington, 1975.
[iv] Alderfer C. P. Existence, Relatedness, Growth: Human needs in organizational settings. N. Y.: The Free Press, 1972.
[v] Друкер П. Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. Друкер П. Ф. Практика менеджмента / Пер. с англ. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2000.
[vi] Винер Н. Человек управляющий. – СПб.: Питер, 2001.
[vii] Маслоу А. Маслоу о менеджменте / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003.
[viii] Thomas J. Peters, Robert J. Waterman. In Search of Excellence: Lessons from America's Best-Run Companies. – NY: Warner Books, 1989.
[ix] Акофф Р. Акофф о менеджменте / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002.