· улучшение использования рабочего времени;
· нормирование труда и решения проблем заработной платы;
· использование и ремонт технологического оборудования, выявление причин износа оборудования.
Анализ финансового состояния.
Одним из важнейших направлений анализа является оценка финансового состояния предприятия. Сюда относится:
· анализ доходности или рентабельности. Анализ доходности предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом анализируется влияние на прибыль основных факторов, таких как объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от вне реализационных операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль и других налогов;
· анализ финансовой устойчивости. Этот вид анализа включает в себя состав и размещение активов предприятия, динамику и структуру источников финансовых ресурсов, наличие собственных оборотных средств, кредиторскую задолженность, наличие у структуры оборотных средств, дебиторскую задолженность, платежеспособность;
· анализ кредитоспособности. Анализ условий кредитования предполагает изучение следующих вопросов: «солидность» заемщика, «способность» заемщика производить конкурентоспособную продукцию, «доходы» - оценка прибыли, получаемой банком при кредитовании, цель использования кредитных ресурсов, погашение кредита;
· анализ использования капитала. Анализируется использование оборотных средств, основных фондов, нематериальных активов;
· анализ уровня самофинансирования. Анализу подлежат и прибыль, направляемая в фонд накопления, и амортизационные отчисления, и заемные средства, и кредиторская задолженность, и другие привлеченные средства;
· анализ валютной самоокупаемости. Анализируется превышение поступления валюты над ее расходами.
Маркетинговый анализ.Любое предприятие должно уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Маркетинговый анализ направлен на выявление рыночных возможностей. Сюда относится:
1. анализ новых возможностей на рынке, возможностей более глубокого внедрения на рынок;
2. анализ влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды;
3. анализ состояния рынка, распределения долей рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);
4. анализ покупателей и потребителей (имеющихся и потенциальных);
анализ конкурентной обстановки;
1. анализ рыночных цен и формирование собственной ценовой тактики;
2. анализ конечных финансовых результатов.
Анализируются возможности получения средней или, по возможности, большей нормы прибыли на вложенный капитал.
Трудовые отношения.Основные задачи анализа трудовых отношений направлены на:
· область использования рабочей силы: численность, состав и структура рабочей силы, уровень квалификации и пути ее повышения; использование рабочего времени и выработка мероприятий его интенсификации; формы, динамика и причины движения рабочей силы, дисциплины труда; влияние численности работающих на динамику продукции;
· область производительности труда: уровень производительности труда по предприятию, цехам и рабочим местам; определение интенсивных и экстенсивных факторов роста производительности труда, качества применяемых норм выработки, их выполнения и влияния на рост производительности труда; выявление ресурсов роста производительности труда и их влияния на динамику продукции;
· область оплаты труда: обоснованность применяемых форм и систем оплаты труда; размер и динамику средней заработной платы отдельных категорий и профессий работников; отклонения в численности работников и в средней заработной плате, и их влияния на расход заработной платы; темпы роста производительности труда и их соотношение с темпами та заработной платы; выявление резервов повышения эффективности использования заработной платы.
Анализ ресурсов. Задачами анализа ресурсов являются:
1. определение уровня обеспеченности предприятия необходимыми материальными ресурсами;
2. выявление сверхнормативных или дефицитных видов материальных ресурсов;
3. установление степени ритмичности поставок, их объема, комплектности, качества, сортности;
4. своевременности заключения хозяйственных договоров на поставки материальных ресурсов;
5. исчисление транспортно-заготовительных расходов;
6. рациональность использования материальных ресурсов в производстве;
7. потери вследствие вынужденных замен материалов, простоя оборудования рабочих из-за отсутствия материалов;
8. влияние организации материально-технического снабжения и использовании материальных ресурсов на объем выпуска и себестоимость продукции.
Плановый анализ.Данный вид анализа применяется при исследовании прошлых и текущих состояний (потенциала) предприятия, при определении основных принцип его функционирования, при прогнозировании его деятельности на будущее. В основном анализу подлежат:
· природа, структура и динамика предприятия;
· исторические факты и, характерные для прошлого, тенденции, указывающие на возможное будущее;
· социально-экономические, организационные, культурные, технические и другие внешние и внутренние ограничения и возможности;
· людские и материальные ресурсы, необходимые для направленных изменений;
· существующие факторы, которые желательно сохранить или практически невозможно изменить за период планирования;
· обязательства на будущее, обусловленные предшествующими действиями и событиями, доступными ресурсами и действующими факторами;
· возможные последствия применения имеющихся ресурсов к различным наборам задач;
· выбор из нескольких наиболее желательных и осуществимых способов действий и намерений на будущее или их объединение;
· программы первоочередных действий и последовательного внедрения.
Комплексный экономический анализ. При системном анализе внимание уделяется исследованию взаимной связи и обусловленности его отдельных разделов, показателей и факторов производства. Он, как правило, проводится по следующим направлениям:
1. комплексный обзор обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности;
2. анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции;
3. анализ натуральных и стоимостных показателей объема производства;
4. анализ использования основных фондов и работы оборудования;
5. анализ использования материальных ресурсов;
6. анализ использования труда и заработной платы.
7. анализ себестоимости продукции.
8. анализ прибыли и рентабельности.
9. анализ финансового состояния и оборачиваемости денежных средств.
10. обобщающая оценка работы и анализ эффективности экономического стимулирования.
Безусловно, мы рассмотрели лишь основные направления аналитической деятельности, проводимой на предприятии. Многогранность функции анализа, необходимость выявления причинно-следственных связей между результатами и факторами, поиск и использование резервов на всех стадиях производственно-хозяйственной деятельности требуют четкой организации работы аппарата управления, осуществляющего этот вид деятельности.