В соответствии с принципом системности все факторы и элементы внешней и внутренней среды предприятия анализируются во взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга. Перспективный анализ создает информационную базу для разработки стратегической плановой модели деятельности предприятия.
Содержание функции анализа можно рассматривать в трех взаимосвязанных направлениях.
1. Процедуры, стадии и этапы, выполняемые при обработке учетной информации.
2. Виды аналитической работы, связанной с решением задач анализа.
3. Методы, используемые для решения задач анализа.
Нас будут интересовать два первых направления. Рассмотрение методов не является нашей целью, ибо это особая интересная тема, входящая в курс анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Содержание процесса анализа.
Анализировать - значит сравнивать информацию, необходимую для принятия решения.
Анализ - это этап процесса принятия решения.
Он состоит в оценке полученного результата, свершившегося факта, протекания процесса или события и выявления причин, их вызвавших. Процесс анализа состоит из следующих стадий:
· Получение информации об истинном положении дел.
· Сравнение истинного положения с предсказанным (плановыми стандартами, нормами) положением.
· Выбор методов, пригодных для проведения конкретного анализа.
· Установление причинно-следственных связей между результатами и факторами, их обусловившими.
· Выдача рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия.
Подготовка аналитической информации для планирования, контроля, стимулирования и внешних потребителей.
Отбор информации.При отборе информации необходимо четко определить проблему и установить цель проведения анализа. Отбор информации для анализа часто стоит очень дорого, и расплывчатое или неправильное определение проблемы и целей анализа может привести к непроизводительным затратам при нулевом или неверном результате анализа. Старинная мудрость гласит: «Хорошо определенная проблема-это уже полпути к ее решению».
Проблема и цель определяют вид информации, необходимой для проведения анализа. Нужно учитывать то, что в соответствии с принципом преемственности в разных проблемах, подлежащих анализу, используются одни и те же показатели. Поэтому очень легко потерять направление при сборе необходимой информации.
Важно также установить заказчика результатов анализа (кому нужна аналитическая информация) и методы эффективного получения необходимой исходной информации. Для анализа могут использоваться данные функции учета, данные различны: наблюдений или же и те и другие одновременно.
Учетная информациявключает в себя официальные отчеты предприятия (финансовый и статистический учеты), показатели производственно-хозяйственной деятельности (управленческий, оперативный и первичный учеты), учетные ведомости и т. п.
Информация наблюденияпредставляет собой данные, полученные менеджером в процессе непосредственного наблюдения за процессами, событиями, людьми и обстановкой. Например, информация маркетинговых исследований собирается методом наблюдений, анкет, интервью.
Для проведения анализа важно извлечь из совокупности полученных данных наиболее важные сведения и результаты.
Практика показывает, что необходимые для проведения качественного анализа сведения часто отсутствуют или вызывают сомнение в их достоверности. Поэтому довольно часто аналитику приходится уточнять данные учета и наблюдений.
Анализ информации. Одно дело - отобрать важные сведения, характеризующие полученный результат или протекание процесса, и совсем другое - определить, какие результаты удовлетворяют предприятие, а какие имеют отклонение от нормы и почему. Поэтому полученную исходную информацию (учетную или наблюдаемую) необходимо сравнить с нормативными данными.
Для анализа могут быть использованы три компонента нормативных данных:
· главные показатели, стандарты и нормативы;
· показатели потенциала предприятия;
· представления руководства о желаемом будущем предприятия.
Такое сопоставление дает возможность оценить соответствие полученных результатов установленным нормам.
Выбор методов анализа. Проведение конкретного анализа осуществляется на основе ряда разработанных экономико-математических методов и моделей. Основу любой системы анализа управленческих проблем можно представить в виде банка экономико-математических методов и банка моделей.
Банк экономико-математических методов - это совокупность современных методик обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимость между результатами и факторами, оказывающими на них влияние.
Банк моделей - это набор экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов и задач, решаемых с помощью функции анализа.
Эти модели могут способствовать получению ответов на вопросы типа «а что если?» и «что лучше?».
Методы и модели позволяют определить не только оценку результата, но и установить зависимость этого результата от различных факторов.
Установление причинно-следственных связей. Системный подход - важное требование к проведению анализа полученных результатов. Хозяйственная деятельность предприятия описывается сравнительно небольшим кругом показателей. Но их особенность заключается в том, что на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов.
Анализ направлен на выявление этих факторов, определение силы их влияния на показатель, установление причинно-следственных связей между показателями и факторами. Системная классификация факторов дает возможность создавать модели для банка моделей и использовать их для анализа хозяйственной деятельности и поиска внутрихозяйственных резервов.
Выработка рекомендаций. Процесс анализа заканчивается разработкой предложений по улучшению анализируемых сторон деятельности предприятия. Сюда относятся рекомендации по выявлению и использованию резервов, а также основные аналитические результаты, нужные руководству и менеджерам для принятия стратегических, текущих и оперативных решений. Результаты проведенного анализа используются в процессе планирования, контроля и стимулирования. Аналитические данные также используются для дополнения форм финансовой и статистической отчетности. Эти данные предназначены для использования различными субъектами рыночной среды, прямо или косвенно заинтересованными в информации о деятельности предприятия.
Виды аналитической работы.
Содержание функции анализа вытекает из главного требования к управленческой информации. Главное требование - практическая потребность. Анализировать информацию, которая используется для управления организацией, заставила сама жизнь. Поэтому на предприятии анализируются многие виды функциональной деятельности.
Анализ производственных процессов.
Задачи анализа производственного процесса сводятся к совершенствованию отдельных операций, необходимых для выполнения рабочего задания, и улучшению их последовательности. Такой анализ направлен на: