рефераты по менеджменту

Анализ как общая функция менеджмента

Страница
4

В соответствии с принципом системности все факторы и элементы внешней и внутренней среды предприятия анализируются во взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга. Перспективный анализ создает информационную базу для разработки стратегической плановой модели деятельности предприятия.

Содержание функции анализа можно рассматривать в трех взаимосвязанных направлениях.

1. Процедуры, стадии и этапы, выполняемые при обработке учетной информации.

2. Виды аналитической работы, связанной с решением задач анализа.

3. Методы, используемые для решения задач анализа.

Нас будут интересовать два первых направления. Рассмотрение методов не является нашей целью, ибо это особая интересная тема, входящая в курс анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание процесса анализа.

Анализировать - значит сравнивать информацию, необходимую для принятия решения.

Анализ - это этап процесса принятия решения.

Он состоит в оценке полученного результата, свершившегося факта, протекания процесса или события и выявления причин, их вызвавших. Процесс анализа состоит из следующих стадий:

· Получение информации об истинном положении дел.

· Сравнение истинного положения с предсказанным (плановыми стандартами, нормами) положением.

· Выбор методов, пригодных для проведения конкретного анализа.

· Установление причинно-следственных связей между результатами и факторами, их обусловившими.

· Выдача рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия.

Подготовка аналитической информации для планирования, контроля, стимулирования и внешних потребителей.

Отбор информации.При отборе информации необходимо четко определить проблему и установить цель проведения анализа. Отбор информации для анализа часто стоит очень дорого, и расплывчатое или неправильное определение проблемы и целей анализа может привести к непроизводительным затратам при нулевом или неверном результате анализа. Старинная мудрость гласит: «Хорошо определенная проблема-это уже полпути к ее решению».

Проблема и цель определяют вид информации, необходимой для проведения анализа. Нужно учитывать то, что в соответствии с принципом преемственности в разных проблемах, подлежащих анализу, используются одни и те же показатели. Поэтому очень легко потерять направление при сборе необходимой информации.

Важно также установить заказчика результатов анализа (кому нужна аналитическая информация) и методы эффективного получения необходимой исходной информации. Для анализа могут использоваться данные функции учета, данные различны: наблюдений или же и те и другие одновременно.

Учетная информациявключает в себя официальные отчеты предприятия (финансовый и статистический учеты), показатели производственно-хозяйственной деятельности (управленческий, оперативный и первичный учеты), учетные ведомости и т. п.

Информация наблюденияпредставляет собой данные, полученные менеджером в процессе непосредственного наблюдения за процессами, событиями, людьми и обстановкой. Например, информация маркетинговых исследований собирается методом наблюдений, анкет, интервью.

Для проведения анализа важно извлечь из совокупности полученных данных наиболее важные сведения и результаты.

Практика показывает, что необходимые для проведения качественного анализа сведения часто отсутствуют или вызывают сомнение в их достоверности. Поэтому довольно часто аналитику приходится уточнять данные учета и наблюдений.

Анализ информации. Одно дело - отобрать важные сведения, характеризующие полученный результат или протекание процесса, и совсем другое - определить, какие результаты удовлетворяют предприятие, а какие имеют отклонение от нормы и почему. Поэтому полученную исходную информацию (учетную или наблюдаемую) необходимо сравнить с нормативными данными.

Для анализа могут быть использованы три компонента нормативных данных:

· главные показатели, стандарты и нормативы;

· показатели потенциала предприятия;

· представления руководства о желаемом будущем предприятия.

Такое сопоставление дает возможность оценить соответствие полученных результатов установленным нормам.

Выбор методов анализа. Проведение конкретного анализа осуществляется на основе ряда разработанных экономико-математических методов и моделей. Основу любой системы анализа управленческих проблем можно представить в виде банка экономико-математических методов и банка моделей.

Банк экономико-математических методов - это совокупность современных методик обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимость между результатами и факторами, оказывающими на них влияние.

Банк моделей - это набор экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов и задач, решаемых с помощью функции анализа.

Эти модели могут способствовать получению ответов на вопросы типа «а что если?» и «что лучше?».

Методы и модели позволяют определить не только оценку результата, но и установить зависимость этого результата от различных факторов.

Установление причинно-следственных связей. Системный подход - важное требование к проведению анализа полученных результатов. Хозяйственная деятельность предприятия описывается сравнительно небольшим кругом показателей. Но их особенность заключается в том, что на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов.

Анализ направлен на выявление этих факторов, определение силы их влияния на показатель, установление причинно-следственных связей между показателями и факторами. Системная классификация факторов дает возможность создавать модели для банка моделей и использовать их для анализа хозяйственной деятельности и поиска внутрихозяйственных резервов.

Выработка рекомендаций. Процесс анализа заканчивается разработкой предложений по улучшению анализируемых сторон деятельности предприятия. Сюда относятся рекомендации по выявлению и использованию резервов, а также основные аналитические результаты, нужные руководству и менеджерам для принятия стратегических, текущих и оперативных решений. Результаты проведенного анализа используются в процессе планирования, контроля и стимулирования. Аналитические данные также используются для дополнения форм финансовой и статистической отчетности. Эти данные предназначены для использования различными субъектами рыночной среды, прямо или косвенно заинтересованными в информации о деятельности предприятия.

Виды аналитической работы.

Содержание функции анализа вытекает из главного требования к управленческой информации. Главное требование - практическая потребность. Анализировать информацию, которая используется для управления организацией, заставила сама жизнь. Поэтому на предприятии анализируются многие виды функциональной деятельности.

Анализ производственных процессов.

Задачи анализа производственного процесса сводятся к совершенствованию отдельных операций, необходимых для выполнения рабочего задания, и улучшению их последовательности. Такой анализ направлен на:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту