рефераты по менеджменту

Инновационный проект: этапы функционирования и реализации

Страница
15

§ предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта

§ независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта

§ принятие решения о финансировании проекта.

Цель первого этапа – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта.

В качестве возможных вариантов приоритетов могут быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта.

Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.

Второй этап характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью использования этих методов является:

§ составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов

§ бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности

§ финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций.

Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).

При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

§ целевые критерии

§ внешние и экологические критерии

§ критерии реципиента, осуществляющего проект

§ критерии научно-технической перспективности

§ коммерческие критерии

§ производственные критерии

§ рыночные критерии

§ критерии региональных особенностей реализации проекта.

Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают:

§ совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом

§ соответствие проекта отношению организации к риску

§ соответствие проекта отношению организации к нововведениям

§ устойчивость положения организации и т.д.

Внешние и экологические критерии включают:

§ правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству

§ возможное влияние перспективного законодательства на проект

§ возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта

§ воздействие проекта на уровень занятости и т.д.

Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают:

§ навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи

§ стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке

§ данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории

§ данные о потенциале роста

§ показатели диверсификации и т.д.

При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:

§ перспективности используемых научно-технических решений

§ патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений

§ перспективности применения полученных результатов в будущих разработках

§ положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д.

Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о:

§ размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта

§ потенциальном годовом размере прибыли

§ ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли

§ значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора

§ соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений

§ сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков

§ стабильности поступления доходов от проекта

§ возможности использования налоговых льгот

§ оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам

§ необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях

§ финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

Производственные критерии включают данные о:

§ доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования

§ необходимости технологических нововведений для осуществления проекта

§ наличие производственного персонала (по численности и квалификации)

§ возможности использования отходов производства

§ потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д.

Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку:

§ соответствия проекта потребностям рынка

§ общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок

§ вероятности коммерческого успеха

§ эластичности цены на данную продукцию

§ необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту