Таким образом, ситуативный подход – это ориентация на ближайший положительный результат (“а дальше видно будет .”). Мыслится, что “дальше” опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.
Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению; работает в режиме пожарной команды, без конца “латает дыры” вместо того, чтобы их не допускать.
Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом, когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но тем не менее в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.
Первый шаг в этом направлении состоит в преодолении эмпирического принципа “бери больше, кидай дальше”. Именно таким был первый шаг при переходе к научному менеджменту, связанный, как известно, с именем Ф. Тейлора. Занимаясь системной организацией относительно простых видов работ, например труда землекопов, он убедительно доказал, что брать земли на лопату надо не “больше”, а ограниченное количество и кидать не “дальше”, а на определенное расстояние; работать не в максимальном, а в умеренном темпе. 140 землекопов, обученных по системе Тейлора, стали справляться с работой, которую ранее выполняли 500 человек. Таким образом, последовательность относительно простых трудовых актов следует рассматривать не как арифметическую сумму приложенных усилий, которая тем больше, чем больше каждая из составляющих, а как систему, где каждый элемент должен быть оценен не сам по себе, а относительно целого.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как всамой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.
Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.
Конкретные ситуации могут изменятся по следующим признакам:
а) содержанию-технические, экономические, политические, организационные,психологические и др.;
б) виду управленческого решения во времени-стратегические, тактические, оперативные;
в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;
г) методом реализации управленческих решений.
Схема применения ситуационного подходана примере стратегии, которая была разработана в 1998г., а реализуется в 2001г.
А*=А**=А*** - альтернативные варианты достижения цели для конкретных ситуаций.
А * А*'
цель ''А'' результат ''Ар''
А** А**''
А***
А***'''
1998 1999 2000 2001
Рис.2.1
Анализ рис.2.1 показывает, что при разработке стратегии не было одного единственного варианта достижения цели ''А''. Поэтому на 1998г. были разработаны альтернативные варианты достижения одной и той же цели в зависимости от конкретной ситуации на рынке (три варианта). В 1998г. при реализации стратегии оптимальным оказался второй вариант. В 1999г. при реализации тактического плана столкнулись с тремя ситуациями. Обозначения цели и результата не совпадают, т.к. при разработке стратегии всегда закладывается некоторый резерв (5-10%) на преодоление непредвиденных ситуаций.
Значение принципа оптимальности элемента относительно системы выходит за рамки рекомендаций конкретных школ системного управления. Он определяет способ мышления, при котором вся деятельность менеджера понимается как система, а ситуация выступает как момент существования этой системы, полностью подчиненный целому. При таком подходе менеджер стремится извлечь из ситуации именно то, что требуется системе, что является для нее оптимальным.
Но конкретная ситуация в общем случае богаче того, что в ней нужно данной системе. Случайно возникшее уникальное сочетание обстоятельств (состав, контингент) может содержать для менеджера возможности, не предусмотренные системным подходом. Это могут быть перспективы качественного изменения (реформирования) данной системы или перехода на иные системные направления; ситуация может затрагивать ценности, вообще находящиеся вне сферы менеджмента. Например, предприниматель может обрадоваться возможности связать в форме спонсорства свое имя с выдающимся человеком – предметом личного обожания спонсора.