Принимая во внимание специфику предприятия ООО «Радуга» можно сделать следующий вывод: предлагаемые на рынке автоматизированные системы управления персоналом, либо недостаточно гибки, либо обладают излишней мощностью. При этом в любом случае требуется серьезная настройка программы под конкретные требования, а также обязательное дальнейшее программное сопровождение, что выразится в ощутимых финансовых и временных затратах. Поэтому для данного предприятия целесообразно создать новую АС, с учетом специфики конкретного предприятия, способную решить поставленные задачи и быть приемлемой по цене.
Таким образом, создание автоматизированной системы, преследовало следующие цели:
– автоматизация работы отдела кадров;
– повышения производительности труда отдела кадров;
– уменьшения затрат на содержание отдела кадров.
2.1.1 Функции отдела кадров
К основным кадровым функциям можно отнести:
– прием на работу новых сотрудников;
– увольнение сотрудников;
– кадровое перемещение (изменение категории, изменение должности, изменение разряда, изменение графика работы, перевод на другой объект);
– воинский учет;
– учет членства в профсоюзе;
– оформление отпусков;
– оформление больничных листов;
– ведение штатного расписания;
– отчетность (перед бухгалтерией, перед Пенсионным фондом, перед статистическими органами, перед руководством).
2.2 Описание документопотоков
Входящие и исходящие документы составляют 95% работы отдела кадров (рисунок 01 и 02). Также отдел кадров обязан вести личную карточку на каждого сотрудника.
2.2.1. Отдел кадров — бухгалтерия
Отдел кадров направляет в бухгалтерию следующие документы:
– приказы о приеме на работу;
– приказы о кадровом перемещении;
Рисунок 1. Основные документы, исходящие из отдела кадров
| ||||||
| ||||||
Рисунок 2. Основные документы, входящие в отдел кадров
– приказы об увольнении;
– приказы по отпуску;
– больничные листы.
В перспективе при разработке информационной системы с единой базой данных для отдела кадров и бухгалтерии некоторые документы не нужно будет направлять в бухгалтерию, что позволит сократить бумажный документооборот, количество ошибок и повысит производительность работы.
2.2.2 Отдел кадров – Пенсионный фонд
Между отделом кадров и Пенсионным фондом существует целый поток из нескольких типов документов в ту и другую сторону, причем часть из них в электронной форме (на дискете или по электронной почте с цифровой подписью).
Перечень документов, связанных с Пенсионным фондом:
– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
– анкета застрахованного лица;
– заявление об обмене Страхового свидетельства;
– заявление о выдаче дубликата Страхового свидетельства;
– листок исправлений;
– запрос об уточнении сведений;
– справка о смерти;
– опись документов, передаваемых работодателем;
– сопроводительная ведомость;
– справка о соответствии;
– индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке и начисленных страховых взносах застрахованного лица.
Основными из них являются "Анкета застрахованного лица" и "Индивидуальные сведения". Анкета заполняется на вновь принятого сотрудника, если ему еще не присвоен страховой номер и направляется в Пенсионный фонд. Пенсионный фонд присваивает застрахованному лицу регистрационный номер и возвращает его обратно на предприятие. Индивидуальные сведения подготавливаются ежегодно и содержат сведения о застрахованных лицах, их заработке и стаже. При передаче документов в Пенсионный фонд предприятие также формирует "Опись документов".
2.2.3 Отдел кадров – руководство
Руководство вправе потребовать от отдела кадров отчет произвольной структуры в управленческих целях. Дата запроса заранее не определена, структура отчета может быть совершенно произвольной, хотя существуют некоторые «любимые» отчеты руководства.
Можно выделить следующие основные типы отчетов руководству:
– индивидуальные сведения по сотруднику;
– списки сотрудников;
– события (приемы, увольнения, перемещения, больничные и т.д.);
– штатное расписание.
2.2.4 Отдел кадров – органы статистики
С разной периодичностью отдел кадров обязан представлять в статистические органы несколько отчетов. Среди них есть такие, как «Принятые / Уволенные», «Отчет по среднесписочной численности» и т.д.
3. SWOT - анализ информационной инфраструктуры фирмы
Для составления матрицы SWOT составим таблицу факторов внешней среды (Таблица 01)
Таблица 01. Внешние факторы
Группа факторов |
Фактор |
Проявление |
Вер-ть |
Влияние |
Реакция |
Экономи-ческие |
Высокие темпы инфляции |
Обесценение денежных накоплений предприятия |
70 % |
Рост цен на товары, снижение объемов продаж, банкротство |
Создание накоплений слабо подверженных влиянию инфляции |
Повышение налоговой ставки |
Отток свободных денежных средств |
29 % |
Рост цены на товары, снижение объемов продаж |
Поднятие цены либо уменьшение прибыли за счет снижения наценки на товар | |
Постав-щики |
Поставщики продукции |
Появление новых поставщиков |
20 % |
Получение дополнительной прибыли из-за снижения цен, вследствие конкуренции среди поставщиков |
Заключение договоров с новыми, если они более выгодны, поставщиками, |
Потреби-тели |
Отечеств. рынки |
Увеличение спроса |
70 % |
Увеличение прибыли |
Увеличить объем продаваемого товара, поднять цену |
Падение спроса |
31 % |
Уменьшение прибыли |
Уменьшение объемов продаваемого товара, поиск альтернативных или иных товаров с большим спросом | ||
Социаль-ные |
Социальная нестабиль-ность |
Падение спроса, массовые беспорядки |
12 % |
Разлад в фирме, снижение товарооборота, прибыли |
На фирме ведется политика по защите от социального фактора |
Конку-рентные |
Действия конкурен-тов |
Падение цен, уменьшение доли рынка, уменьшение спроса |
55 % |
Уменьшение получаемого дохода, снижение объемов продаж, |
Рекламные акции, проведение ценовой политики направленной на установление нужной цены |