В силу выделенных ранее ошибок делегирования можно обозначить их влияние на социально-психологический климат в организации:
1. Неумение инструктировать.
Менеджер должен четко определить задачи перед сотрудником, иначе:
· Подчиненный решит, что руководитель не может ясно выражать свою мысль, после чего по многочисленным каналам эта информация будет преувеличенна и донесена до остальных служащих. Подрыв авторитета руководителя повлечет всевозможные скандалы: выступающих в поддержку руководителя и аппозиции;
· Так и не поняв всего, что от него требуется, подчиненный может впасть в стрессовое состояние, вызванное страхом не выполнить поручение;
2. Фиктивное делегирование.
Менеджер не должен поручать сотрудникам те задачи, которые итак входят в круг их обязанностей так как:
· Неосведомленность руководителя об обязанностях подчиненных может расцениваться как неуважительное отношение к персоналу, что сильно встревожит его;
3. Ошибка в выборе делегата.
Руководителю нужно четко установить задачи и выбрать сотрудника, действительно способного выполнить поставленную перед ним задачу, не взирая на личностное отношение к подчиненным:
· Вне зависимости от выбора делегата в коллективе может возникнуть конкуренция за право быть избранным и неприязнь к делегату. Подобного рода конфликты могут быть полезны для развития организации, однако если в этом нет необходимости, менеджер может выбрать сотрудника, пользующегося авторитетом у остальных членов группы;
4. Ориентация не на дело, а на личности.
Менеджер должен быть расчетлив и хладнокровен в любом деле, в том числе и делегировании:
· Излишняя эмоциональность руководителя (особенно агрессивность) может настроить подчиненных против последнего;
· Излишняя расслабленность может навести работника на мысль о несерьезности поручения;
5. Делегирование функций и полномочий группе сотрудников без определения индивидуальной ответственности.
Как известно одной из отрицательных последствий работы в группе является отсутствие чувства ответственности. Менеджер должен четко распределить обязанности и ответственность между делегатами:
· В конечном итоге работникам придется отдавать готовую работу руководителю, и если он буден не доволен, то сотрудники будут сваливать вину друг на друга. Конечно все это приведет к конфликту, обычно неблагоприятному;
6. Боязнь «уронить авторитет».
Руководитель должен быть авторитетом в коллективе, однако он не может быть компетентен в любом вопросе, поэтому он не должен бояться сообщить о своем затруднении персоналу:
· Менеджер, спрашивающий помощи у подчиненных, может стать “своим парнем”, разрядить обстановку в коллективе;
7. Перепоручение подчиненным объединяющей функции руководства.
Основным координатором деятельности подчиненных является именно руководитель.
· Взваливание на подчиненного функций руководителя может спровоцировать конфликт к остальными членами группы.
· Этот подчиненный может стать неформальным лидером, и тогда уже у менеджера возникнут напряженные отношения с коллективом.
На основе этих данных можно составить схему, на которой показаны факторы благоприятного социально-психологического климата и ошибки, влияющие на эти факторы.
| Ошибки делегирования | Условия благоприятного социально-психологического климата | Номера ошибок | |||
1 | Неумение инструктировать | Доверие и высокая требовательность друг к другу | 1 | 5 |
|
|
2 | Фиктивное делегирование | Доброжелательная и деловая критика | 2 | 4 |
|
|
3 | Ошибка в выборе делегата | Достаточная информированность членов коллектива о задачах | 1 | 3 |
|
|
4 | Ориентация не на дело, а на личности | Свободное выражение собственного мнения | 3 | 4 |
|
|
5 | Делегирование группе без определения ответственности | Удовлетворенность принадлежностью к фирме | 3 | 4 |
|
|
6 | Боязнь «уронить авторитет» | Терпимость к чужому мнению | 6 |
|
|
|
7 | Перепоручение подчиненным объединяющей функции руководства | Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи | 3 | 4 | 5 | 7 |
|
| Принятие на себя ответственности за состояние дел каждым | 2 | 4 | 5 | 7 |