Введение
Любое предприятие, независимо от его размеров, сталкивается с необходимостью планирования своих доходов и расходов. Для поддержания, а тем более развития бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать расходы на зарплату, материалы, товары, другие прямые и накладные расходы.
Доходы от грамотно и эффективно ведущегося бизнеса, как правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается в запаздывании доходов относительно расходов. Расходы необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых эти расходы производятся, будут получены только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того, предприятию просто может не хватать собственных доходов. Это происходит, например, при растущем бизнесе, и для финансирования роста необходимо непрерывное привлечение и обслуживание заемных средств. Итак, первой задачей является необходимость планирования потребностей в финансировании.
Второй задачей финансового менеджмента является планирование и поддержание денежных потоков, обеспечивающих осуществление своевременных текущих платежей кредиторам и поставщикам, другими словами, непрерывное поддержание удовлетворительной текущей ликвидности или платежеспособности, что является необходимым условием долгосрочного успеха в бизнесе.
Потребность в решении комплекса этих сложных проблем приводит руководство предприятия к необходимости и желанию заняться финансовым планированием, то есть, в первую очередь, построить Бюджет доходов и расходов (БДР). Затем, построив графики выплат кредиторам и графики инкассации поступлений, сформировать Бюджет движения денежных средств (БДДС) как детальный график денежных выплат и поступлений во времени.
Формирование финансовых бюджетов является заключительным этапом процесса бюджетирования и планирования на предприятии.
Планирование и контроль являются важнейшими частями стратегического и текущего финансового менеджмента на современном предприятии. Финансовое планирование является завершающим этапом комплексного процесса планирования деятельности предприятия.
На этом завершающем этапе рассчитываются финансовые ресурсы, требуемые для обеспечения маркетинговой и производственной программ (планов), которые, в свою очередь, обеспечивают следование выбранной стратегии развития предприятия.
На рис. 1 совокупность (объем) информации, рассчитываемой и обрабатываемой при комплексном планировании на предприятии, представлена для наглядности в виде трехмерного куба, разделенного на составные части.
По вертикальной оси сверху располагается генеральное и стратегическое планирование. Это долгосрочное (2–5) лет планирование общих или генеральных целей предприятия (новые рынки, отрасли деятельности, объемы), и стратегий, то есть путей достижения и движения к этим целям. При смещении вниз сроки планирования уменьшаются, а детальность увеличивается.
Стратегически планируются:
- Продуктово - ассортиментная долгосрочная программа;
- структура потенциала предприятия (средства производства, персонал, система управления);
- источники финансирования развития потенциала и производства.
Через выбор соответствующей стратегии определяется оптимальный с точки зрения руководства путь развития предприятия.
Далее идет оперативное планирование (на год, с помесячной разбивкой), включающее бюджет продаж, бюджеты производства и структурированные бюджеты затрат, необходимых для обеспечения запланированных продаж и производства.
По горизонтальной оси бюджеты разделяются естественным образом по бизнес - процессам: сбыт, производство, снабжение. По третьей оси (в глубину) планирование может при необходимости разбиваться по отдельным проектам (например, в случае агрофирмы: молоко, картофель, свиноводство).
Финансовое планирование является в первую очередь сводным, поскольку в финансовых планах (бюджетах) рассчитываются объемы и графики необходимого финансирования всей деятельности фирмы, включающей в себя все проекты и все бизнес - процессы. Финансовое планирование может быть как долгосрочным, погодовым, так и краткосрочным, помесячным, вплоть до построения еженедельных БДДС при необходимости. Краткое рассмотрение комплексного процесса планирования деятельности предприятия объясняет, почему построение финансовых бюджетов является заключительным этапом процесса планирования.
Попытка сразу построить Бюджет доходов и расходов удается преимущественно в малом бизнесе, если все предыдущие этапы планирования проводятся интуитивно, а объем и содержание планируемых статей доходов и расходов невелики и хорошо известны.
Рис. 1. Многомерная структура планируемой на предприятии информации.
Основным результатом финансового планирования является формирование прогнозной финансовой отчетности (финансовых бюджетов): прогнозного баланса, или, другими словами, Бюджета по балансовому листу (ББЛ), прогнозного отчета о прибылях и убытках или Бюджета прибылей и убытков (БПУ), бюджета движения денежных средств. БПУ является, по существу, одной из форм бюджета доходов и расходов (БДР).
Наличие прогнозной финансовой отчетности позволяет провести анализ и диагностику прогнозного финансового состояния предприятия и скорректировать при необходимости текущие планы, если прогнозное состояние окажется неудовлетворительным.
По БДДС определяются прогнозные денежные потоки, размер и график дополнительно требуемого финансирования. Построение БПУ дает возможность определить прогнозируемую выручку, затраты, налоги, прибыль, рентабельность.
Наконец, анализ прогнозного баланса позволяет рассчитать ликвидность, плечо финансового рычага, размер собственных оборотных средств, и, исходя из этого, оценить удовлетворительность прогнозного баланса с различных точек зрения.
Финансовые бюджеты
Рис. 2. Схема построения Основного бюджета
Построить финансовые бюджеты возможно, если определиться со стратегией предприятия, сформировать продуктово - ассортиментную программу и обоснованный план продаж. Определить планируемые инвестиции и составить бюджет инвестиций. Формируя далее бюджет производства и набор структурированных бюджетов затрат, необходимых для обеспечения производства и реализации товаров (услуг), получим большую часть необходимых данных для построения финансовых бюджетов.