Серьёзно осложнил решение региональных проблем последовавший в результате распада СССР глубокий социально-экономический кризис. Вместе с тем преодоление кризисного состояния экономики требовало единства действий республиканских и местных органов управления по активизации производства, проведению экономических реформ,социальной защите населения, решению экологических проблем.Для этого Программой неотложных мер по выходу экономики из кризиса, разработанной в сентябре 1994 года, предусматривалось восстановить вертикальную подчиненность экономических органов управления (Министерств экономики- Комитеты по экономике и рыночным отношениям облисполкомов и Минского горисполкома - экономические структуры горрайисполкомов).В связи с этим в сентябре 1994 года в Минске состоялось совещание председателей областных, городских и районных Советов депутатов, на котором обсуждался вопрос " Реформа системы государст- венного управления и роль местных органов власти в преодолении кризиса". В докладе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и выступлениях участников совещания рассматривался важный вопрос о совершенствовании системы государственного и местного управления, которая должна обеспечивать как жесткую вертикальную централизацию, так и самостоятельность на местах. Были поставлены задачи найти оптимальное сочетание взаимодействия государственного управления территориями и местного самоуправления, создать такую систему управ ления от центральных до местных исполнительно-распорядительных орга нов, которая была бы способна обеспечивать решение множества сложнейших задач переходного периода.
Основные направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы определена главная цель региональной политики - рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения труда для создания благоприятных условий жизни населения во всех регионах страны. Для её достижения необходимо:
- максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона;
- сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов;
- удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах;
- преодолеть отрицательные последствия радиоактивного загрязнения в Гомельской и Могилевской областях, отдельных районах других областей.
В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики являются:
- формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры;
- обеспечение экологической безопасности проживания населения;
- социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
- формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.;
- ускорение приватизации объектов коммунальной собственности.
Региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий.
Государственное регулирование развития регионов осуществляется исходя из законодательных и нормативно-правовых актов. В основе регулирования лежит, прежде всего. Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве, в котором отражены основные положения территориаль ного управления.
При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся на территории региона,используются как административные, так и экономические методы. Ранее взаимоотношения территориальных органов управления с предприятиями носили, как правило, административный характер.Они строились на применении неэкономичных мер привлечения предприятий к участию в решении региональных проблем, с одной стороны, и практически бесплатном использовании региональных ресурсов- с другой стороны. Такое территориальное управление в условиях перехода к рынку становится неприемлемым. Взаимосвязь интересов местных органов и действующих на их территории предприятий,организаций и учреждений в условиях рыночной экономики должна обеспечи- ваться, прежде всего, экономическими методами, строиться на взаимовыгодной договорной основе. Однако роль государства и его органов управления будет неодинакова в зависимости от типов предприятий, форм собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с административным подчинением министерствам и ведомствам и местным органам власти. Предприятия же, основанные на коллективной и частной формах собствен нести,административно не подчинены министерствам и ведомствам. Их деятельность регулируется действующим законодательством и экономическими методами.
Прямое регулирование территориального развития осуществляется с помощью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной системы, квот, нормативов, а также регулирования цен, финансирования через специальные фонды развития и местный бюджет. Особенно важное значение для приоритетного развития тех или иных регионов, производственной и социальной инфраструктуры, достижения необходимых структурных изменений, развития научно-технического потенциала имеют государственные капитальные вложения. При этом основной^ормой прямого участия государства в регулировании развития регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета. Государство может использовать и другие формы прямого инвестиционного участия в формировании новой территориальной структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов, ориентация должна быть на использование средств предприятий и населения.
В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного регулирования территориального развития с помощью финансово-кредитной и налоговой политики, амортизационной политики, а также через внебюджетные фонды. При этом преобладающей формой должно быть финансовое и налоговое регулирование. Необходимость функционирования регионов в условиях рынка на принципах самоуправления и самофинансирования предъявляет особые требования к организации их финансовой деятельности, стабилизации финансового положения в регионах.
Важным регулятором территориального развития являются местные бюджеты. Порядок составления и исполнения местных бюджетов, их взаимоотношения с республиканским бюджетом определены законодательством Республики Беларусь и исходит из четкого разграниче- ния доходов и расходов республиканских и местных бюджетов.
В последнее время отмечается тенденция роста доходов местных бюджетов и соответственно, повышения возможностей в финансировании развития регионов. Значительно расширены права местных органов власти в использовании финансовых ресурсов, по формированию основных статей доходной и расходной части бюджета. Местные Советы депутатов самостоятельно определяют перечень доходных источников и структуру расходов местных бюджетов, включая порядок образования резервных и иных фондов. В распоряжении местных бюджетов полностью остаются дополнительно полученные доходы или экономия в расходах, а также свободные остатки средств на конец года.