Введение
В настоящее время Связи с общественностью (или Public Relations) по многим причинам являются важной составляющей деятельности любой компании. Во многих крупных компаниях департаменты по связям с общественностью имеют такое же значение, как и отделы маркетинга. А ряд компаний добивается достижения своих целей в общении с целевыми аудиториями, прибегая только к PR-инструментам. Следует обратить внимание, что многие компании и иностранные представительства, работающие в нефтегазовом и банковском секторе не имея отделов рекламы и маркетинга, в то же время содержат отделы по связям с общественностью. Существует мнение, что реклама и маркетинг являются составляющими PR. Однако классический маркетинг предлагает следующее определение Public Relations.
Public Relations - это искусство и наука анализа тенденций, предсказания последствий и выполнения запланированных программ которые служат как интересам самой компании, так и интересам общества в целом. Public Relations включает в себя все формы запланированных коммуникаций, внутренних и внешних, между организацией и её целевыми аудиториями с целью установить и поддерживать обоюдное понимание.
Технология PR основана на двух принципах развитого и зрелого бизнеса - партнерства и ответственности. Доверие к бизнесу падает, когда он увлекается исключительно ростом прибылей, уклоняется от участия в решении важных социальных проблем, проявляет безответственность, дает меньше, чем обещает, и т.д. Бизнес не только должен быть социальным институтом - он таковым является в современном обществе, вне зависимости от того, понимает ли это руководство каждой фирмы. Социальная стабильность или социальные конфликты и, как следствие, политическая стабильность или потрясения, - предмет выбора делового мира, может быть, в большей степени, чем рядовых граждан.
Чтобы бизнесу доверяли, он должен быть социально ответственным и доказывать это делом. Более того, доверие вызывает только тот, кто открыт и искренен, чье поведение предсказуемо, кто считается с мнением о нем окружающих. Бизнес, и современный в особенности, есть прежде всего бизнес на репутации. Урон, нанесенный репутации фирмы, в отличие от материального ущерба, зачастую невосполним. Бизнес - не навязывание своей воли другим, а свободное сотрудничество с ними.
Компания ОАО «Мегафон» является одной из ведущих телекоммуникационных услуг. Работая в достаточно напряженной конкурентной борьбе и стремлению к лидерству, компания уже давно осознала необходимость использования PR наряду с другими средствами и инструментами маркетинга и коммуникаций.
Так компания одной из первых, еще в 2003 г., стала строить взаимоотношения с потребителями и принимать участие в различных конференциях, национальных социальных проектах, благотворительных акциях и т.д.
По словам директора по PR ОАО «Мегафон»: «услуги сотовой связи сейчас стали своего рода аналогом горячей воды. Когда мы есть, нас особенно и не замечают. Как только с горячей водой что-то происходит (ее перекрывают, тарифы на нее меняются и т.п.), это сразу приводит к бурному общественному резонансу. За эти годы наша общественная значимость стала сопоставима с услугами ЖКХ, бензином и другими продуктами повседневного спроса. То есть, с этой точки зрения, PR у нас ориентирован на социум на все 100%.
А сточки зрения позиционирования, стараемся следовать заветам «великих пиарщиков» и помнить о том, что PR - это двухсторонняя коммуникация, и пытаемся воплощать их в жизнь».
Рассмотрим на примерах данной компании применение public relations.
1.1 Основные факты о компании
В группу компаний «Мегафон» входят операторы связи, предоставляющие услуги голосовой связи и передачи данных на основе широкого спектра технологий беспроводной и фиксированной связи, а также широкополосного доступа в Интернет.
В группу «Мегафон» входят компании, предоставляющие свои услуги в России, Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Грузии и Армении. Лицензии группы компаний «Мегафон» охватывают территории с общим населением около 340 млн человек. Услуги предоставляются под брендом «Мегафон».
ОАО «Мегафон» стало первой российской компанией, включенной в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Акции Компании котируются на NYSE под символом «VIP».
В связи с тем, что компания ОАО «Мегафон» является публичной, она подчиняется требованиям Комиссии США по ценным бумагам и биржам, разработанным с целью соблюдения закона Сарбейнса-Оксли (SOX), и обязана ежегодно проводить сертификацию системы внутреннего контроля.
Этот закон предполагает полноту прозрачности и ответственности за предоставляемую компанией финансовую отчетность и сопутствующую информацию.
Согласно закону SOX отчетная документация должна отвечать ряду современных правил документооборота, быть точной, объективной и полной. Для этого закон устанавливает дополнительные требования к сбору, анализу и проверке информации в рамках внутреннего и внешнего аудита и определяет ответственность за достоверность публикуемых данных.
Показатель |
Значение |
Дата |
Источник | |
Доля рынка по абонентской базе | ||||
Россия |
24,9% |
31.05.2008 |
Данные AC&M Consulting | |
Казахстан |
38,6% |
31.05.2008 |
- | |
Украина |
3,6% |
31.05.2008 |
- | |
Узбекистан |
32,3% |
31.05.2008 |
- | |
Таджикистан |
17,8% |
31.05.2008 |
- | |
Армения |
28,2% |
31.05.2008 |
- | |
Грузия |
4,9% |
31.05.2008 |
- | |
Количество абонентов | ||||
Общее количество абонентов по ГК «ВымплелКом» |
52,792 млн. |
31.05.2008 |
Данные AC&M Consulting | |
Россия в целом (включая Москву) |
42,034 млн. |
31.05.2008 |
- | |
Страны СНГ в целом |
10,182 млн. |
31.05.2008 |
- | |
Москва |
8,274 млн. |
31.05.2008 |
- | |
Регионы России |
33,760 млн. |
31.05.2008 |
- | |
Казахстан |
4,973 млн. |
31.05.2008 |
- | |
Украина |
1,984 млн. |
31.05.2008 |
- | |
Узбекистан |
2,647 млн. |
31.05.2008 |
- | |
Таджикистан |
414 тыс. |
31.05.2008 |
- | |
Армения |
576 тыс. |
31.05.2008 |
- | |
Грузия |
164 тыс. |
31.05.2008 |
- | |
Регионы РФ | ||||
Количество регионов РФ, в которых ведутся операции |
76 |
12.09.2007 |
новость | |
Количество сотрудников группы компаний «Мегафон» |
23 250 чел. |
28.02.2008 |
Собств. данные | |
Роуминг | ||||
Количество стран в роуминге |
205 |
12.01.2008 |
- | |
Количество стран в GPRS-роуминге |
139 |
12.01.2008 |
релиз | |
Количество роуминг-партнеров |
497 |
12.01.2008 |
- | |
Количество роуминг-партнеров по GPRS-роумингу |
331 |
29.01.2008 |
релиз | |