рефераты по менеджменту

Анализ и совершенствование организационной структуры системы управления персоналом предприятия

Страница
2

4)лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;

5) влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.

2. Распределение работ между элементами менеджмента. Этот этап включает в себя: установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня); технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда); установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.

3. Классификация элементов менеджмента, построение логических групп. В данном вопросе важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей).

Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию подразделений, то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогическую работу, как правило, под единым руководством начальника подразделения.

Классификация организационных структур управления персоналом

Любая организация представляет собой технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений.

Взаимодействие на уровне "организация – внешняя среда" может осуществляться с помощью механистического или органического подходов. 1. Механистический тип организационных структур характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации.

2. Органический тип организационных структур определяется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

Типы организационных структур по взаимодействию подразделений:

1. Линейная - распределение должностных обязанностей осуществляется таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.

2. Функциональная – тип организационной структуры, при котором подразделения создаются в соответствии с видом выполняемых ими работ и подчинены функциональным руководителям.

3. Линейно-функциональная – ее основой являются линейные подразделения, осуществляющие на предприятии основную работу, и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения: финансы, кадры, планирование, труд и заработная плата, снабжение. Прохождение в развитии организации этапа, соответствующего использованию линейно-функциональных схем, является обязательным. Данный этап развития может быть коротким по времени или длинным. Однако он необходим, так как "перепрыгивание" через него лишает организации возможности отработки отношений "начальник-подчиненный" и выведения этих отношений на уровень, адекватный требованиям внешней среды.

4. Сочетание планирования наверху и деятельности производственных подразделений образует дивизиональный тип организационной структуры. Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации (деления предприятия на крупные организационные подразделения), в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок.

5. Матричная схема построения организации предназначена для объединения в группу специалистов компании с целью работы над проектом.

Типы организаций по взаимодействию с человеком:

1. Корпоративная организация или корпорация - особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности.

2. Индивидуалистский тип организаций - это объединение людей свободное, открытое и добровольное, осуществляющих совместную деятельность. [3, с. 268-273].

Новые типы организаций, действующие в "информационной" среде:

1. Эдхократические – это организации будущего. Такое название они получили за применимость к нестандартным и сложным работам, трудно определяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.

2. Многомерная характеризуется тремя измерениями:

- линейно-функциональная организация,

- дивизиональная организация,

- территория, рынок и потребитель, с ориентацией на которых также могут объединяться работы в организации.

Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи:

- обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами;

- производство для конкретного потребителя, рынка или территории продукта или услуги;

- обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операций в пределах определенной территории.

3. Партисипативные организации - членам организации предоставляется право участвовать в принятии решений касающихся их работы.

4. Предпринимательские организации ориентированы на рост и больше рассчитывают на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Структура управления предпринимательской организацией характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением.

5. Организация, ориентированная на рынок, или "движимая рынком" организация, может быть описана следующим образом. По характеру взаимодействия с внешней средой (т.е. рынком), это органический тип организации. По характеру взаимодействия частей внутри организации, это либо развитая дивизиональная, либо матричная структура. По характеру взаимодействия индивида с организацией; это индивидуалистский тип.

От организации, ориентирующейся на рынок, требуется соблюдение трех главных качеств: гибкости, адаптивности и инновационности.

Тенденции:

- в организации усиливается группирование работ по рынкам

- больше усилий прилагается для приспособления продукта к потребителю

- ускоряются потоки информации

- структура организации начинает все больше носить сетевой характер

- система управления становится главным ресурсом предприятия

- все в организации направлено на сближение тех, кто принимает решения с потребителями

- важное значение приобретает групповая работа, ролевое поведение и взаимодействие, основанное на доверии.

5. Техноцентричные формы заключается в следующем:

- все большее внимание уделяется электронным средствам, устанавливаются корпоративные информационные сети;

- изменился порядок принятия решений. Вместо того, чтобы определить структуру, а затем –технологии, современные компании сначала выбирают способствующие выполнению задач электронные средства и на их основе формируют структуры. Новые информационные технологии позволяют реструктурировать процесс труда, заменить "виртуальными" компонентами или "виртуальными" работниками некоторые внутренние виды деятельности, которые физически и юридически отделяются от организации, но участвуют в рабочем процессе посредством электронных систем [5, с. 612-613].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту