рефераты по менеджменту

Product Placement в российском книжном бизнесе

Страница
3

Продактплейсмент в бестселлерах - явление малораспространенное даже для западной книжной индустрии. Когда известная английская писательница Фэй Велдон написала роман Bulgari Connections, в котором содержалась реклама итальянской ювелирной фирмы Bulgari, это событие вызвало целую волну дебатов в СМИ.

Действие романа происходит в мире больших денег и большого бизнеса, а между делом герои заходят в бутик Bulgari, чтобы приобрести колье за 18 000 фунтов. Для автора 20 романов Фэй Велдон это первый опыт продактплейсмента.

В 2003 году крупный производитель полуфабрикатов - компания "Продукты питания" впервые в России осуществила проект в области книжного product placement: упоминания о ее продукции появились в книге популярного автора детективов Дарьи Донцовой "Филе из золотого петушка". Для "Продуктов питания" размещение информации о продукте в романе высокотиражного автора - это попытка привлечь внимание к молодой марке, что нелегко на конкурентном рынке замороженных мясных полуфабрикатов. Идея возникла у директора по маркетингу компании "Продукты питания" Полины Киселевой. Этому предшествовало исследование целевой аудитории - работающих женщин, жительниц больших городов 25 - 45 лет, читающих книжки в транспорте и тратящих минимум времени на приготовление еды. Выяснилось, что они плохо относятся к прямой рекламе, считают ее навязчивой, неинтересной и, главное, она не подталкивает их к покупке. "Мы поняли, что надо искать другие способы, - говорит Киселева. - Я предложила использовать продактплейсмент в книжках, которые читают наши потребители".

Компания "Продукты питания" принципиально не использует прямую рекламу. Предпочтение отдается методам BTL или пиар: например, проводятся промоакции в магазинах вроде предложений покупателям попробовать продукт. Такой сюжет и описывает в романе Донцова: героиня пробует куриное филе в супермаркете и решает его купить.

"Для "Золотого петушка", который не является лидером на рынке, - это хороший ход", - говорит президент Ассоциации по стимулированию сбыта Сергей Моисеев. По его словам, продактплейсмент в подобной литературе опасен только для лидеров рынка: он может сузить целевую аудиторию.

Гонорар Донцовой за продактплейсмент "Золотого петушка" издательство "ЭКСМО" не разглашает. Более того, сама писательница заявила "Ведомостям", что никогда не занималась рекламой и не собирается делать этого впредь. По словам Дарьи Донцовой, в каждой ее книге есть упоминания конкретных марок, но делается это исключительно для того, чтобы приблизить содержание книги к реалиям жизни.

Кстати, идея выйти на Дарью Донцову была и у конкурентов "Золотого петушка" - компании "Дарья", однако от нее отказались. "Продактплейсмент - это модно, и поэтому его эффективность преувеличена, - считает Дина Вишня. - Только наивные потребители покупаются на него, а таких у нас становится все меньше".

Однако эксперты убеждены в обратном. "Книжный продактплейсмент выходит из подпольного андеграунда в цивилизованное русло", - считает продюсер отдела продактплейсмента агентства Tvin Павел Швайковский. По его мнению, этот способ продвижения более дешев и не менее эффективен, чем, к примеру, BTL. "Каждую книгу читает, как минимум, два человека, ее обложку видят в метро, - поясняет Швайковский. - Начинается вирусная история". С книгой у человека складываются более личные отношения, нежели с фильмом или телепередачей.

Как стало известно, после этого бывший начальник департамента маркетинга "Продуктов питания" Полина Киселева запатентовала книжный product placement и создала для продвижения рекламы в книгах собственное агентство Fabula.

"Опыт (с брэндом «Продукты питания») оказался очень успешным, и мне было жаль терять идею, - говорит Киселева. - Поэтому (покинув брэнд) я создала агентство и получила патент на product placement в книгах". В продовольственной компании на бывшего менеджера не в претензии. "Мы открыли для Полины эту отрасль, дали ей возможность попробовать этот бизнес и рады за нее. Мы не ограничиваем рост наших сотрудников", - утверждает вице-президент "Продуктов питания" Дамир Имамович.

В сентябре Российское авторское общество (РАО) выдало Киселевой свидетельство о депонировании и регистрации в качестве интеллектуальной собственности рукописи статьи "Способ продвижения информации product placement". По словам Киселевой, другого способа регистрации интеллектуальной собственности в России не существует. Правда, в юридической фирме "Усков и партнеры" надежды Киселевой на патентную защиту считают напрасными. По словам директора московского представительства фирмы Марины Богдановой, в российском законодательстве идеи не защищаются никак. "То, что защитила Киселева, это только текст и форма, но не содержание. Использовать ее статью действительно нельзя, но ее можно переписать, например, в стихах, и тем более можно использовать идеи этой статьи", - говорит юрист.

Сейчас у «Фабулы» есть эксклюзивные договоры с пятью крупнейшими издательствами - «ЭКСМО», «АСТ», «Рипол классик», «Олимп» и «Амфора» (в издательствах это подтвердили). Агентство предлагает клиентам включить брэнды в книги всех самых «тиражных» российских авторов, включая Донцову, Лукьяненко, Устинову, Маринину. Наличие подобного договора подтвердил пресс-аташе "ЭКСМО" Алексей Шехов. По его словам, технология размещения рекламы в книгах отличается от product placement в кино и на ТВ: многое зависит от согласия авторов. "Мы никого не вынуждаем писать про определенные марки", - говорит Шехов. Если автор пишет про магазин, "ЭКСМО" может предложить использовать конкретное название. Если автор на это согласится, то начинаются переговоры Fabula с магазином, а автор в итоге получает определенное вознаграждение. Количество авторов, готовых участвовать в product placement, Шехов назвать отказался, оговорившись, что не так много писателей, которые могли бы заинтересовать рекламодателей. Кроме того, не так много авторов, готовых участвовать в рекламе продуктов, уточняет Шехов.

"Это личное дело авторов, какие марки использовать в произведениях, - считает автор "Тани Гроттер" Дмитрий Емец. - В прозе людям всегда надо что-то есть и во что-то одеваться". По его словам, если рекламы в книгах будет слишком много и она будет навязчивой, то это повредит произведению. "Мне подобных предложений пока не поступало. Если поступит, то я могу согласиться или нет в зависимости от того, как это скажется на моем произведении. Если мне будет неприятно название или продукт, то откажусь", - говорит Емец.

В агентстве Fabula клиентов не раскрывают. "Это разные компании - от алкогольной и фармацевтической до журналов", - говорит Киселева. По ее словам, нет и определенной суммы единичного контракта, потому что в продвижении продукта могут участвовать до восьми разных авторов. Fabula предлагает сейчас шесть видов размещения: использование марки на обложке, в названии книги, в сюжете, построенном на продукте, и просто упоминание продукта. А по желанию клиента возможно введение дополнительного персонажа, который мог бы ассоциироваться с продуктом. "Например, можно ввести в роман кота под кличкой Анальгин", - говорит Киселева.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту