Оценка использования материальных ресурсов на локальном уровне или на уровне первичного производственного звена народного хозяйства предполагает учет специфики стадии движения материалопотока, что четко соответствует структуре совокупного материального запаса в народном хозяйстве.
Материальные ресурсы в узком смысле слова и с позиции управления представляют собой конечный объект управления материалопотоками. Среди устоявшихся терминов, характеризующих материальные ресурсы, наиболее употребительными в настоящее время являются:
- средства производства и предметы потребления;
- продукция (товары) производственно-технического назначения и товары народного потребления.
Регулирование материальными запасами представляет собой целенаправленную деятельность по синхронизации материальных потоков общественного продукта по ассортименту, качеству, количеству, срокам и месту.
Сущность регулирования материальными ресурсами раскрывается двумя основными положениями.
Первое из них предопределено природой товарно-денежных отношений. Любой акт обмена на рынке сопровождается рядом специфических явлений и объективно связан:
– во-первых, с необходимостью смены форм стоимости (деньги – товар – деньги);
– во-вторых, со сменой субъектов собственности на товар.
Второй момент, определяющий сущность регулирования материальными ресурсами, состоит в объективной необходимости физического перемещения материальных ресурсов по каналам товарного обращения. Эта необходимость существует в силу пространственно-временного несовпадения параметров производства и потребления материальных ресурсов. Функции регулирования материальными ресурсами, которые выполняются в данном случае, в основном ориентированы на определение конкретных параметров материалопотоков.
Особо важно отметить, что в процессе регулирования планируемый материалопоток должен быть проанализирован не только с точки зрения ассортимента, качества, количества, сроков и места.Важно оценивать его и по таким параметрам как рациональность источника получения ресурсов, наличие до- и послепродажного сервиса, цена за единицу товара с учетом расходов по приобретению.
ЗАДАНИЕ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
Исходные данные.
Вариант задания |
Система с фиксированным размером заказа |
Система с фиксированным интервалом времени между заказами | ||||||||||
Сзак., тыс. руб. |
Q, шт.; |
Ц, тыс. руб. |
i, % |
tпос, дн |
tз.пос, дн. |
Сзак., тыс. руб. |
Q, шт.; |
Ц, тыс. руб. |
i, % |
tпос, дн |
tз.пос, дн. | |
20 |
3,1 |
520 |
7,18 |
9 |
8 |
7 |
3,3 |
1020 |
12,0 |
10 |
10 |
8 |
1. Определить оптимальный размер партии заказываемых запасных частей по формуле:
Q*=,
где Q*- оптимальный размер заказа, шт.
Сзак- стоимость заказа, тыс. руб.
Q - число изделий, содержащих приобретаемую запасную часть, реализованных за год, шт.
Ц - закупочная цена приобретаемой запасной части, тыс. руб.
i - издержки хранения, %
tпос- время поставки, дн.
tз.пос.- время задержки поставки, дн.
Т - число дней работы в году, (220 дней).
При фиксированном размере заказа (система 1):
Q* ==7,06 шт.
При фиксированном интервале времени между заказами (система 2):
Q* ==7,48 шт.
2. Выявить зависимость совокупных затрат на управление запасами, годовых издержек выполнения заказа и годовых издержек хранения запаса от размера заказа. Для расчета необходимо взять значения Q0 вокруг оптимального Q*.
Результаты расчета затрат, тыс. руб. при системе 1.
Виды издержек |
Размер заказа Q0, шт. | ||||||
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
На выполнение заказа
|
403 |
322,4 |
268,6 |
230.3 |
201,5 |
179,1 |
161,2 |
На хранение запаса
|
129,2 |
161,5 |
193,8 |
226,2 |
258,5 |
290,7 |
323,1 |
Общие издержки |
532,2 |
483,9 |
462,4 |
456,5 |
460 |
469,8 |
484,3 |
При системе 2
Виды издержек |
Размер заказа Q0, шт. | ||||||
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
На выполнение заказа
|
841,5 |
673,2 |
561 |
480,8 |
420,7 |
374 |
336,6 |
На хранение запаса
|
240 |
300 |
360 |
420 |
480 |
540 |
600 |
Общие издержки |
1081,5 |
973,2 |
921 |
900,5 |
900,7 |
914 |
936,6 |