Принятие решения о создании системы отчетности возлагалось на отдел автоматизации, который был занят и другими проблемами.
Налицо – проблема, ее непонимание со стороны руководства и полное отсутствие готовых вариантов решения.
Отдел автоматизации выполнил первую стадию принятия управленческого решения: был осуществлен сбор всей информации, касающейся данной проблемы, а именно, были изучены имеющиеся на рынке специализированного программного обеспечения продукты, их недостатки и достоинства. Было разработано несколько вариантов собственной автоматизированной системы отчетности.
В результате, на стол руководителя легли несколько проектов. Он не стал принимать единоличное решение, а собрал всех специалистов отделов, работавших над данной проблемой. На совместном совещании было выработано приемлемое для всех решение, а именно, выбран один из проектов, и отдел автоматизации разработал необходимое программное обеспечение.
В данном примере четко прослеживаются все три стадии принятия управленческого решения: уяснение проблемы, составление плана решения (разработка альтернативных вариантов решения) и выполнение решения.
Оптимизация решения – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.
Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то её целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических методов.
Методы оптимизации:
- анализ;
- прогнозирование;
- моделирование.
Модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д.
Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:
ü сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования);
ü экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Когда фирма "Боинг" проектирует новый самолет, "Ниссан" новый автомобиль, "Ай Би Эм" - новую модель компьютера, они всегда изготавливают образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство. Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни.);
ü ориентация управления на будущее (невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и может быть никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты. Однако многие руководители стремятся рассматривать только реальные и осязаемые, и это, в конечном счете должно выразиться в их повороте к чему-то видимому. Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.).
Заключение
В заключении можно сделать вывод, что анализ и разработка схемы принятия решений не такой уж и легкий процесс, для составления такой схемы необходимо изучить все подробности теории разработки управленческих решений, включая понятие управленческих решений, методы, классификация, структуру разработки управленческих решений, и многое другое.
По моему мнению, поставленные во введении цели и задачи были раскрыты в процессе исследования темы дипломной работы.
В число проблемных факторов, влияющих на качество решений, можно отметить: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые позиции. Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме надежности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. Не меньшее значение приобрела в теории организации и на практике проблема рациональности принимаемых решений и проблема выполнения принятых решений.
Наука и практика разработки и реализации управленческих решений всегда находится в стадии развития. Меняющиеся условия функционирования компаний, некоторые изменения, происходящие в мышлении и психике человека, формируют новые приоритеты в использовании технологии разработки и принятии управленческих решений. Однако базовые концепции управленческих решений будут меняться незначительно, поэтому схема принятия решений в организации будет полезна специалистам при разработке и реализации конкретных управленческих решений на длительное время.
Самостоятельное освоение премудростей разработки управленческих решений занимает у руководителя значительную часть его жизни. Многие осваивают их на практике методом проб и ошибок, рассчитывая свои силы и теряя время на постижение того, что уже разработано учеными и опробовано практиками в виде методов, технологий и приемов.
Я думаю, что руководители могут использовать изученный материал и получать при этом быстрый и положительный эффект.
Данная тема очень широкая и спорная, и улучшение дальнейших перспектив разработки темы возможна, так как организации растут и совершенствуются, появляются все более новые варианты, методы руководства предприятием и схемы разработки и принятия управленческих решений.
Приложение
Классификация методов принятия управленческих решений
Основная структура метода "мозговой атаки"
Классификация управленческих решений
Классификационный признак |
Группы управленческих решений | |
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные - Нетипичные | |
Значимость цели и длительность действия |
Стратегические - Тактические - Операционные | |
Сфера воздействия |
Глобальные - Локальные | |
Длительность реализации |
Долгосрочные - Краткосрочные | |
Прогнозируемые последствия решения |
Корректируемые - Некорректируемые | |
Метод разработки решения |
Формализованные - Неформализованные | |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные - Многокритериальные | |
Форма принятия |
Единоличные - Коллегиальные | |
Способ фиксации решения |
Документированные - Недокументированные | |
Характер использованной информации |
Детерминированные - Вероятностные | |
Основания для принятия решения |
Интуитивные – Решения на суждениях – Рациональные | |
Место и функции в процессе управления |
Информационные – Организационные - Технологические | |