Threats - угрозы
Нужно определить внешние угрозы - внешние факторы, которые могут препятствовать развитию предприятия. Внешние угрозы - это такие факторы, для предупреждения которых руководитель непосредственно ничего не может сделать, но от которых может тем или иным способом застраховаться (страхование, рассеивание экспортных рисков и т.д.). Внешними угрозами являются, например:
· приостановление роста рынка;
· сокращение народонаселения в регионе и в связи с этим дефицит клиентов или рабочей силы;
· агрессивное вторжение на рынок опытных конкурентов;
· рост затрат в связи с изменениями в законодательстве;
· изменение предпочтений покупателей;
· изменения в технологии.
Составленный таким образом анализ создает адекватное представление о предприятии. Можно быстро оценить состояние предприятия: способно ли оно за счет внутренней деятельности противостоять внешним угрозам, а также препятствуют ли внутренние слабости использованию внешних возможностей.
Рекомендуется приложить SWOT-анализ в конец текстовой части бизнес-плана перед финансовыми прогнозами. Обычно анализ занимает всего одну страницу. О каждой части необходимо писать кратко, точно и ясно. Указать от 3 до 10 сильных сторон, слабостей, возможностей или угроз. Советуют ограничиться одной фразой по каждому показателю. Цель - предоставить читателю возможность быстро охватить всю общую информацию, характеризующую бизнес-план.
Не советуется воздерживаться от указания в SWOT-анализе слабостей и угроз. На первый взгляд может показаться, что глупо самому указывать на свои слабости, но такое впечатление обманчиво. Не нужно забывать, что бизнес-план читают специалисты, которые помимо сильных сторон бизнес-идеи и бизнес-плана оценивают и то, насколько основательно учтены угрозы и слабости. А, зная о своих слабостях и угрозах, легче их избежать или предупредить.
Оценка конкурентов
Каждому предприятию важно знать свою позицию относительно конкурентов. Существует множество различных факторов, которые можно использовать при оценке конкурентов. Поэтому достижение ясного понимания в этом вопросе может оказаться сложным. Для иллюстрации конкуренции и выяснения собственной позиции относительно конкурентов можно использовать матрицу ранжирования силы.
Таблица 1
Матрица ранжирования сил
Ключевой фактор успеха | Удельный вес | Свое предприятие | Конкуренты | ||
1 | 2 | 3 | |||
Качество продукции | |||||
Репутация предприятия/ продукции/ товарного знака | |||||
Квалификация/доступность рабочей силы | |||||
Современность/ эффективность/ оперативность |
Продолжение Таблица 1
Эффективность рекламы | |||||
Финансовая помощь | |||||
Иное… | |||||
ИТОГО |
В различных сферах деятельности различные факторы по-разному влияют на конкурентоспособность. Например, в производстве рыбных консервов очевидно очень большую роль играют доступность рабочей силы и сырья, в то время как в электронной промышленности наверняка большое значение придается современности производства и квалификации рабочей силы. Поэтому можно использовать для различных факторов различные коэффициенты, удельный вес, на который перемножаются со своими оценками и оценками конкурентом до расчета окончательных результатов (например, современность производства * 0,9; качество изделия * 1; финансовая мощь * 0,5 и т.д.)
При составлении матрицы не надо ограничиваться ключевыми факторами, приведенными в данном примере. Исходя из специфики предприятия и сферы деятельности, необходимо вывести собственные факторы.
Конкретное число конкурентов, с которыми необходимо провести сравнения, указать довольно-таки сложно. Однако следует следить за тем, чтобы сравнение проводилось между анализируемой фирмой и сравнимыми с ней конкурентами. Так, никакой существенной информации не даст сравнение начинающего предприятия, занимающегося программированием, с мировыми лидерами в разработке программного обеспечения или сравнение подвального магазинчика с международной торговой сетью.
Рекомендуется привлекать к оценке различных факторов специалистов своего предприятия или консультантов со стороны. Консультантом может стать и компетентный друг. Подготовленная в сотрудничестве матрица даст как общее представление о предприятии относительно его конкурентов, так и сравнение в разрезе по отдельным факторам. Таким образом, можно увидеть, на что следует обращать внимание, чтобы быть лучше своих конкурентов.
Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различают следующие показатели эффективности инвестиционного бизнес-проекта:
· показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации бизнес-проектa для его непосредственных участников;
· показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления бизнес-проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
· показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией бизнес-проекта, выходящие за пределы прямых финансовых участников инвестиционного бизнес-проекта и допускающие стоимостное измерение.
Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) бизнес-проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.