Потребители упаковочной продукции подразделяются на следующие группы:
· производители пищевых продуктов (растительное масло, молочная продукция и др.)
· производители парфюмерно-косметических товаров (кремов, лосьонов, красок для волос, жидкого мыла, шампуней и др.)
· производители разнообразных видов химической продукции, в т.ч. товаров бытовой химии
· предприятия фармацевтической промышленности
Организация производства пластиковой упаковки в г.Люберцы Московской области. Отрасли - потребители упаковки на рынке Московского региона.
Основными отраслями промышленности, производящими потребительские товары и применяющими упаковку являются пищевая отрасль, а также парфюмерно-косметическая, легкая, текстильная, химическая, лакокрасочная промышленность, производство стройматериалов.
Опыт показывает, что не менее 50% упаковки идет в пищевые отрасли производства. В развитых странах на упаковку продуктов питания ежегодно расходуется 50 - 60% всей полимерной упаковки и около 70% общего объема потребительской упаковки. Остальная часть приходится на хозяйственные товары и предметы личной гигиены.
Пищевая промышленность московского региона является основным потребителем упаковки и в наибольшей степени близка к современному пониманию упаковки как инструмента маркетинга. Лидерами в области упаковки на московском рынке пищевой промышленности являются предприятия кондитерской промышленности. В настоящее время существенно улучшились дела с упаковкой у производителей хлебобулочной продукции. Большинство предприятий мясоперерабатывающей отрасли широко использует вакуумную упаковку, лотки из вспененного полистирола пищевых марок. Заметно продвинулись в улучшении упаковки московские молокозаводы. Необходимо отметить, что пищевая промышленность Москвы, не ограничиваясь наличием упаковочных линий непосредственно на перерабатывающих предприятиях, опирается на специализированные упаковочные предприятия (примером может служить ЗАО "Ламбумиз" - упаковка Тетра-брик, Тетра-пак, формованные стаканчики и коробочки).
Однако, вместе с тем еще значительная часть продукции, в частности, молочной продукции (творог, сырковая масса и др.) поставляется потребителю в мягкой упаковке, быстро теряющей товарный вид и не обеспечивающей соблюдения требуемых сроков хранения. Кроме того, совхозы Московской области до сих пор поставляют часть молочных продуктов(например, сметану) по прямым договорам в магазины без упаковки (в бидонах).
В парфюмерной промышленности также уделяется особое внимание упаковке и внешнему оформлению производимой продукции, поскольку каждый покупатель сугубо индивидуально подходит к выбору товара. Здесь требуется широкий ассортимент упаковочных форм и материалов.
Легкая и текстильная промышленность в основном используют пленочные и целлофановые виды упаковок, позволяющие производить как индивидуальную, так и групповую комплектацию товаров.
Химическая промышленность ориентирована на традиционные виды упаковок: пластмассовые и стеклянные сосуды для бытовой химии, железные банки для красок. Распространенная за рубежом упаковка в форме специальных сосудов, имеющих удобные для употребления ручки, мерные стаканчики, указания на таре по использованию содержимого, широкого распространения у московских производителей еще не получила, что приводит к вытеснению их с потребительского рынка.
Особо следует отметить получившую в Москве широкое распространение полимерную упаковку лакокрасочной продукции и продукции стройматериалов, имеющую удобную форму для непосредственного применения пользователем ("ведро" различных размеров и видов). Упаковка продукции стройматериалов требует особого отношения как с точки зрения сохранности купленного товара в процессе его транспортировки и хранения, так и с точки зрения безопасности перевозки этих товаров различными видами транспорта, в т.ч. и общественного (мелкая и средняя расфасовка, плотность укупорки, приемлемые габариты и т.д.).
Планируется, что основными организациями - потребителями продукции создаваемой Компании "ПАКК" будут предприятия молочной промышленности и магазины г. Люберцы, торгующие фасованными молочными продуктами местного производства.
Выводы:
Рыночные отношения и усиление конкуренции среди производителей товаров заставляют заботиться не только о качестве продукции, но и о соответствующей упаковке. Современная техника и технологии упаковки пищевых продуктов позволяют свести к минимуму потери продукции.
Упаковка продолжает свое общение с потребителем в процессе потребления товара в течение всего срока его использования. В итоге, при выборе товара, потребителю нравится упаковка продукции потому, что ему нравится ее содержимое.
Успехи использования пластиковой упаковки и ее преимущества перед традиционными упаковочными материалами (стекло, жесть, алюминий, бумага, картон) очевидны и состоят, прежде всего, в ее экономичности. Новейшие виды полимерных и комбинированных материалов составляют в настоящее время более 10% всех видов пищевой упаковки, однако охватывают не менее 50% всего объема производства пищевых продуктов.
Предприятия пищевой промышленности являются основными потребителями упаковки и в наибольшей степени близки к современному пониманию упаковки как инструменту маркетинга. Вместе с тем, еще значительная часть пищевой продукции, в частности, молочной (масло, творог и др.) поставляется потребителю в мягкой упаковке, быстро теряющей товарный вид и не обеспечивающей требуемых сроков хранения.
Пищевая промышленность ориентируется как на возможности по упаковке на самих перерабатывающих предприятиях, так и на специализированные упаковочные фирмы.
КОНКУРЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ
Изучение конкурентов необходимо для получения данных о практике их деятельности на рынке, их сильных и слабых сторонах. Полученные данные должны быть "взяты на вооружение" при планирования бизнеса вообще и разработке стратегии маркетинга в частности.
Контрольные вопросы
Каковы основные факторы конкуренции? Какие фирмы являются Вашими основными конкурентами? Каковы особенности работы конкурентов?
Для ответов на эти вопросы Вам необходимо собрать маркетинговую информацию по конкурентам с помощью описываемых методов и приемов "Методических рекомендаций". В качестве информационных средств следует выбирать наиболее полные и доступные в Вашем регионе источники данных. Много информации можно получить при посещении одного или нескольких из существующих конкурентов в Вашем регионе. Практика работы, уровень обслуживания, клиенты, интерьер, даже вид оборудования - все это можно узнать при минимальных затратах времени с Вашей стороны.
Факторы конкуренции
В целом, основными факторами конкуренции в области упаковки, определяющими спрос на российском рынке со стороны потребителей, являются:
· качество продукции
· сервис поставок упаковки
· цена упаковки
Именно указанные критерии наиболее актуальны на целевом рынке и именно они объясняют то (особенно до финансового кризиса 1998г.), что российские потребители отдавали предпочтение продукции зарубежных фирм. В период после произошедшего в стране кризиса, цена упаковки стала наиболее значимым для потребителя фактором. В целом, рост объемов продаж готовой продукции конкретного производителя напрямую зависит от оптимального соотношения указанных показателей.