- социальные гарантии
Положение о порядке разработки и оформления положений о структурных подразделениях и должностных инструкций в ОАО «Желдорреммаш»
В соответствии с данным положением должностная инструкция - это организационно-правовой документ, который регламентирует требования к должности и определяет основные функции, обязанности, права и ответственность работника при осуществлении им деятельности в данной должности.
Должностная инструкция определяет, что должен делать работник, к разработке каких решений и документов он непосредственно причастен, каковы его роль и конкретно выполняемые им действия в процессе их подготовки и принятия.
Положением установлены требования к содержанию разделов должностной инструкции.
В должностную инструкцию включены следующие разделы:
1. Общие положения;
2. Требования к знаниям и опыту
3. Должностные функции (обязанности)
4. Права
В Положении приведена также форма первого листа должностной инструкции (приложение 1).
Все должностные инструкции в соответствии с данным порядком подлежат обязательной регистрации в журнале регистрации положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.
Фома листов журнала содержит 5 разделов: наименование документа, номер должностной инструкции, дата инструкции, основание пересмотра и новую дату утверждения.
Должностные инструкции работников службы делопроизводства основаны на всех вышеперечисленных локальных актах ОАО «Желдорреммаш», а также Положении о службе ДОУ.
Служба ДОУ действует на правах самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации (первому заместителю руководителя).
В соответствии с Положением деятельность работников службы регламентируется должностными инструкциями, которые разрабатываются службой и подписываются руководителем службы, согласовываются с юридическим лицом по правовым вопросам, руководителем отдела кадров и утверждаются руководителем организации.
Служба в соответствии с основными задачами и в пределах предоставленных полномочий осуществляет следующие функции:
1. Формирует и совершенствует автоматизированную систему документационного обеспечения в деятельности организации.
2. Разрабатывает, внедряет и совершенствует единую нормативно-методическую базу, регулирующую деятельность службы, работников организации по документационному обеспечению управления.
3. Упорядочивает документальную базу, унифицирует формы документов, устанавливает правила подготовки и оформления документов. Определяет эстетические и эргономические требования к оформлению документов и средствам работы с ними.
4. Определяет порядок прохождения и обработки документов, внедряет новые технологические приемы работы с документами, сокращающие объем документооборота.
5. Разрабатывает информационно-поисковые системы по документам (автоматизированные или традиционные картотеки, справочники, классификаторы и кодификаторы документной информации).
6. Осуществляет контроль за исполнением документов в установленные сроки; обобщает сведения о ходе и результатах исполнения документов.
7. Организует работу архива с делами и документами организации в соответствии с законодательством по архивному делу Российской Федерации, правилами, инструкциями и методическими рекомендациями, разрабатываемыми учреждениями Федеральной архивной службы России.
8. Осуществляет организационно-методическое руководство по документационному обеспечению, организует повышение квалификации и обучение сотрудников службы и структурных подразделений организации в работе с документами, разрабатывает учебные и методические пособия по ДОУ.
9. Контролирует порядок обслуживания пользователей автоматизированной системы документационного обеспечения управления, правила формирования информационных массивов, доступа и защиты информации.
10. Изучает отечественный и зарубежный опыт работы с документами.
Рис.1 – Структура службы документационного обеспечения управления
Служба документационного обеспечения управления в своей структуре имеет два отдела: экспедицию и отдел документационного обеспечения. Функции между этими отделами распределены следующим образом.
Экспедиция осуществляет прием и регистрацию входящих документов; отправку исходящих документов средствами почтовой связи, а также передачу документов срочного и оперативного характера по каналам электрической связи.
Отдел документационного обеспечения выполняет функции по:
- контролю оформления документов и контроль исполнения;
- текущее хранение документов;
- внесение необходимых данных в автоматизированную систему «Документооборот».
Все должностные инструкции, которые приняты в ОАО «Желдорреммаш» имеют единую форму и включают следующие разделы:
Общие положения;
Должностные обязанности;
Права;
Ответственность.
В разделе «Общие положения» устанавливается категория, к которой относится соотвествующая должность.
В данном разделе указаны общие требования к должности:
- образование
- стаж работы
- требования к специальной подготовке
- требования к знаниям и навыкам, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.
Например, инспектор по контролю за исполнением поручений должен знать: должностной инструкция делопроизводство документационный
1. Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по организации делопроизводства на предприятии.
2. Формы и методы контроля исполнения документов.
3. Структуру предприятия и его подразделений.
4. Стандарты унифицированной системы делопроизводства, организационно-распорядительную документацию.
5. Схемы документооборота.
6. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
7. Законодательство о труде.
8. Правила внутреннего трудового распорядка.
9. Правила и нормы охраны труда.
В общих положениях указано непосредственное подчинение специалиста, а также указана должность, которая замещает специалиста в случае его отсутствия.
Во втором разделе – «Должностные обязанности» приводится полный перечень обязанностей специалиста.
Третий раздел – «Права» содержит список прав, которые имеет специалист при исполнении своих должностных обязанностей.
Например, инспектор по исполнению поручений имеет право:
1. Требовать от исполнителей исполнения документов в установленные сроки, а также все необходимые сведения о ходе выполнения контролируемых документов и решений.
2. Знакомиться в структурных подразделениях организации со всеми документами по проверяемым вопросам.
3. Участвовать на заседаниях и совещаниях, проводимых руководством предприятия, в обсуждении вопросов о постановке контроля за выполнением документов и поручений.
4. Вносить на рассмотрение директора предприятия и заведующего канцелярией (начальника отдела документационного обеспечения) предложения по улучшению деятельности подразделения, форм и методов работы с документами.