Далее я рассмотрю все услуги, предлагаемые “Компьютер-сервисом” и подсчитаю для них стоимость затраченных материалов и оплату дополнительных работников, если они потребуются для данной услуги, объем продаж и расценки я возьму из предыдущей главы (третий месяц деятельности (первый месяц - не показатель, а до шестого с убыточной деятельностью можно и не дотянуть)).
Примечание: слово прибыль в описании услуг носит несколько условный характер (смотрите выше).
1.Ремонт и обслуживание негарантийных компьютеров и периферии.
Услуга, по которой невозможно привести никаких точных цифр. Если предположить, что в месяц оборот по услуге составит 8000 рублей, то условная прибыль за тот же период времени ожидается в размерах 1600 рублей.
2. Модернизация.
Как и в предыдущем случае, по этому пункту нельзя указать какие-то конкретные данные. При планируемом обороте в 4000 рублей ожидаемая условная прибыль 10 процентов, то есть 400 рублей
3. Настройка и установка программного обеспечения.
И в этом пункте все зависит от обстоятельств. При планируемом обороте в 3000 рублей условная прибыль 600 рублей.
4. Компьютерный набор и верстка.
Планируется, что эта услуга будет выполняться исключительно работниками, нанятыми по договору подряда, на своем оборудовании вне офиса фирмы. Распределение оплаты от клиента будет происходить следующим образом: из 4 рублей за лист 75 копеек остается в фирме, остальные деньги переходят работнику. При такой системе с учетом месячного оборота условная прибыль по данной услуге составит 300 рублей.
5. Сканирование, распознавание и ксерокопия.
Так как для оказания этой услуги не требуется привлекать дополнительных людей или закупать какие-либо материалы, весь объем продаж составит условную прибыль, то есть 1000 рублей в месяц.
6. Распечатка на лазерном принтере (монохромная).
Услуга не требует привлечения дополнительных работников, но при ее выполнении затрачиваются такие материалы, как бумага и тонер. 1000 листов бумаги стоит 150 рублей, износ картриджа на 1000 листов оценивается тоже в 150 рублей. Итого себестоимость листа 30 копеек. Даже, если вся печать будет по 80 копеек, то с 1000 листов выходит 500 рублей условной прибыли. При рассчитанном ранее месячном обороте условная прибыль от данной услуги составит 2000 рублей в месяц.
7. Печать цифровых фотографий и цветных материалов.
Расходы на специальную бумагу и картриджи составляют 20 рублей за лист, дополнительные работники не требуются. При учете, что цена за лист у нас установлена в размере 40 рублей, а объем месячных продаж 600, получим условную прибыль в 300 рублей в месяц.
8. Запись CD-R и CD-RW дисков.
При учете, что весь оборот составит условную прибыль, имеем 1500 рублей в месяц.
9. Поиск в Internet определенной тематической информации.
Услуга, по которой невозможно провести предварительных расчетов. От убыточности данный сервис всегда спасет то, что цена устанавливается специалистом после описания задания клиентов. Ориентировочная условная прибыль – 200 рублей.
10. Разработка web сайтов.
Здесь также невозможно провести более-менее точных расчетов. Единственное, что известно – данная услуга не может принести убыток. В худшем случае прибыль (не условная) по ней будет равна нулю. Ориентировочная условная прибыль – 300 рублей.
11. Написание несложных программных продуктов.
См. пункт 10.
12. Бесплатная помощь в приобретении компьютеров, периферии и другой сложной техники, связанной с информационными технологиями.
Ориентировочная условная прибыль - 800 рублей в месяц.
Итого по всем статьям получается 9300 рублей условной прибыли за третий месяц. Чтобы ее перевести в реальную необходимо 225 рублей (см выше) умножить на 25 дней и полученное произведение вычесть из итоговой условной прибыли: 9300 – 5625 = 3675. Таким образом, прибыль за третий месяц деятельности составит примерно 3700 рублей. Если учитывать динамику развития продаж (см. график и статью ”оценка рынка сбыта”), то можно приблизительно определить, что в первый месяц будет убыток размером не более 1000 рублей. Во втором – пойдет прибыль, которая составит около 1500 рублей, параметры третьего месяца я уже привел. Через пол года прибыль должна составить 8500 рублей в месяц, а через год – 15 тысяч рублей в месяц. Оттуда же несложно определить точку безубыточности. Она приходится на размер месячного оборота примерно в 18000 рублей.
Так как предложенные цены не превышают цен конкурентов, и при этом фирма получает стабильную прибыль, значит, ценообразование осуществлено верно и не нуждается в пересмотре по крайне мере на этапе создания бизнес плана. Конечно, можно еще немного повысить цены, но данный шаг скорей всего не повысит общий показатель прибыли, что объясняется уменьшением количества потенциальных клиентов.
Кроме установки невысоких цен планируется применить и другие методы стимулирования продаж. Например, будет введена накопительная система скидок. Ее смысл заключается в следующем – клиент, обращающийся к нам в первый раз, получает карточку, на которой указан его личный код и паспортные данные. В фирме ведется база данных клиентов, где кроме сведений с карточки также содержится информация о сумме, которую этот человек или организация заплатил “Компьютер-сервису” за выполненные услуги. В зависимости от нее клиент получает некоторый процент скидки, который постоянно увеличивается. Карточкой может воспользоваться и любой другой человек, которому хозяин ее доверит, при этом накопительная система скидок действует аналогично той ситуации, когда к нам бы непосредственно обратился владелец карточки. Такой подход очень удачен с точки зрения увеличения объема продаж. Объясняется это психологией человека, которому факт существования скидки или бонуса намного ценнее его размера. Не сложно предположить такую ситуацию, когда кто-то ищет исполнителя определенной услуги (например, понадобилось что-то распечатать), спрашивает у товарища, а тот ему рассказывает о нашей фирме, да еще и предлагает какую-то карточку со скидкой. При этом товарищем, как минимум, движет корыстный интерес – повышение процента скидки. Поэтому он хотя бы неспециально прорекламирует услуги “Компьютер-сервиса”. Получив карту и выслушав рекламу, потенциальный клиент вряд ли откажется от соблазна посетить нашу фирму. Вероятность того, что он оттуда уйдет, ничего не сделав, крайне мала, так как цены на услуги низкие, а качество, напротив, высокое. Еще одним способом повышения объема продаж будут специальные дни со скидкой в несколько процентов, об этих днях необходимо информировать потенциальных клиентов посредствам рекламы. Как и предыдущий, данный способ основан на человеческой психологии, а не на большом проценте скидки. Кроме того, необходимо поощрять посредническую деятельность путем выплачивания посреднику некоторого процента от прибыли. Немаловажным фактом для привлечения новых клиентов является наличие поддержки и гарантийных обязательств. Однозначно, для этого на ремонт и обслуживание необходимо давать определенную гарантию, а в случае выявлении ошибок в программных продуктах необходимо их исправлять на всем сроке использования, причем бесплатно. Что касается гарантийных обязательств, то здесь необходимо быть несколько осторожным. Нельзя давать полную гарантию на старую полурабочую технику, в которой был произведен небольшой ремонт. Поэтому структуру гарантийных обязательств следует обговаривать заблаговременно до ремонта. В случае возникновения спорных ситуаций лучшим решением будет выполнение требования клиента или нахождение определенного компромисса, устраивающего клиента, даже не смотря на возможный убыток фирме. Такой подход обеспечит хорошее общественное мнение о “Компьютер-сервисе” и привлечет новых клиентов.